вторник, 25 августа 2009 г.

Свияжск (статью скачала из Интернета. Огромное спасибо автору!) «

"Казань - брал. Шпака - не брал!" - кто не помнит эти слова Ивана Васильевича из фильма про то, как он поменял профессию? Так как же ему удалось взять Казань? И причем тут Свияжск? А очень просто - Свияжск - это секретное оружие Ивана Грозного.

В середине XVI века между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье. Столица ханства была неприступной крепостью и военные походы русских войск на Казань неизменно оканчивались неудачей. Преодолев длительный и тяжелый переход, пришедшие в казанскую землю русские оказывались отрезанным, без запасов продовольствия и фуража, не могли предпринять длительной осады Казани и убирались восвояси.

После очередного такого похода, при отступлении осенью 1550 года, русское войско под предводительством самого Ивана Грозного, расположилось лагерем на берегу Волги при впадении в нее реки Свияги, на расстоянии суточного перехода от Казани. Внимание царя привлекла круглая гора с плоским верхом и крутыми обрывистыми склонами - место весьма удачное для возведения фортификационных сооружений - плацдарма для удара по Казани. "И полюбил Иван Васильевич его всем сердцем, но не открыл тогда своего замысла воеводам - ни одному из них ничего не сказал, чтобы не разгневались на него: ведь место то было безлюдное и поросло густым лесом; больше же потому, то на это не было тогда времени." По преданию мысль о строительстве города "внезапно явилась ему, как некогда царю Константину, . во сне, в котором показано было увиденное им место и повелевалось поставить там город на устрашение казанцам, дабы скрылись они от лица его и была бы для пограничных русских земель от этого города помощь и защита, а для воюющих с казанцами стал бы он надежной крепостью, чтобы могли они жить в нем, как дома, в своем городе на Руси, время от времени выходя оттуда и разоряя казанскую землю. Когда же пробудился он ото сна, то понял, что истинно видение это, а не ложно."

Но как построить крепость под носом татар, не вызвав при этом подозрений? Никак. И тогда нашлось остроумное и удачное решение, воплощать которое начали той же зимой, только в совсем другом месте - где-то в лесах между Мышкиным и Угличем. Дьяк Иван Выродков был назначен начальником необычной стройки - нужно было за зиму соорудить деревянную крепость, а потом разобрать ее и по весне на судах сплавить по Волге за почти тысячу километров - к той самой горе, что так приглянулась Ивану Грозному. Выродков справился блестяще - уже в апреле 1551 года после ледохода деревянный город поплыл по реке. Одновременно с этим из Москвы, Мещеры, Нижнего Новгорода и Вятки к Казани потопали русские войска.

По прибытии судов с разобранной крепостью в устье Свияги началась лихорадочная работа - гору очистили от леса, разровняли и за четыре недели из привезенных бревен город был "хитро сотворен" на новом месте, а датой его основания принято считать 24 мая 1551 года (позже археологи установили, что на холме были стоянки людей еще аж бронзового и каменного веков и древнеболгарское поселение). По своей площади крепостные сооружения Свияжска (несколько первых десятилетий его называли Иван-город) превосходили тогдашние сооружения Новгорода Великого, Пскова и даже Московского Кремля. Крепость была обнесена деревянной стеной протяженностью 2550 метров, составленной из прямоугольных срубов, заполненных внутри землей и камнями и охраняли эту стену восемнадцать башен, в семи из которых устроили ворота. Да, надо отметить, что есть альтернативная, менее красочная, версия появления Свияжска - его просто-напросто на выбранном царем месте срубили солдаты из того леса, что рос на горе.

Неприступность крепости обеспечивалась исключительно выгодным ее положением - с трех сторон город был прикрыт водой - судоходной рекой Свиягой, Щучьим озером и речкой Щукой, а во время весеннего половодья круглая гора с крепостью и вовсе превращалась в остров.

Наконец, в начале 1552 года, в новый город прибыл Иван Грозный со своей свитой, а к лету здесь собралось все стопятидесятитысячное русское войско. Участвовавший в походе князь Курбский отмечал: "Мы пришли туда яко в свой дом от того долгого и зело нудного пути...".

Затея царя с форпостом оказалась на редкость удачной - татары никак не ожидали увидеть под стенами своей столицы огромные полчища хорошо отдохнувших и готовых к осаде захватчиков и вскоре Казань пала и была присоединена к Москве. Звездный для Свияжска (как Вы поняли, город назвали в честь реки, на которой он стоял) 1552 год стал и годом его заката - сразу после победы русских свияжская крепость стала не нужна и военная жизнь в ней приостановилась, зато началась гражданская.

Деревянные укрепления Свияжска были разобраны лишь в первой трети XVIII века, немного послужив во время нападений всяких самозванцев в Смутное время. Постепенно город утрачивает и свое торговое значение, оставаясь при этом одним из важнейших центров паломничества - шутка ли - несколько монастырей и первая православная церковь в этой части Поволжья!

В XVIII и XIX столетиях Свияжск - тихий провинциальный городок с обычной провинциальной жизнью - в нем есть училище, женская прогимназия, две начальные школы, рукодельный класс, церковно-приходская школа, низшая ремесленная школа, библиотека, и все это - на фоне многочисленных куполов старинных церквей. По местной легенде посетивший Свияжск Александр Пушкин пришел в неописуемый восторг - оказалось он именно так представлял себе сказочный город на острове Буяне.

Жители города (максимум их был зафиксирован в конце XVII века - около 7500 человек) занимались главным образом рыболовством, различными кустарными промыслами и приусадебным хозяйством. В летнее время город несколько оживал, так как благодаря пароходному сообщению активно посещался богомольцами.

После Великой Октябрьской социалистической революции года монастыри и храмы были закрыты и часть из них разобрана на стройматериалы, паломничество в Свияжск практически прекратилось. В 1930-х годах на территории Успенского монастыря обосновалась пересыльная тюрьма, которая в 1956 году уступила место психиатрической лечебнице, просуществовавшей до 1993 года, а на территории бывшего женского Иоанно-Предтеченского монастыря еще в начале 1920-х годов разместился совхоз, причем здание собора иконы Богоматери "Всех Скорбящих Радость" было превращено в склад.

С революционными годами связана еще одна легенда о Свияжске. Идеолог революции и создатель Красной Армии Лев Троцкий решил поставить символический памятник богоборцам. Почему этот памятник он решил "подарить" Свияжску я не знаю, но замысел у него был грандиозный - олицетворять атеизм должен был ни кто-нибудь, а сам дьявол! По слухам Ленин счел это через чур уж богохульным, как и предложенный взамен памятник Каину и заменил образ на Иуду. И вот, по легенде, в один из дней 1918 года на "военно-передвижном фронтовом литературном поезде имени Ленина", Троцкий, а также поэты Всеволод Вишневский и Демьян Бедный, привезли в город Свияжск памятник Иуде. Тот час состоялось торжественное открытие памятника, с оркестром, парадом двух полков красноармейцев и пламенной речью Троцкого, обращенного к жителям города. Когда с памятника сдернули чехол, изумленным свияжцам предстала фигура человека в натуральный рост, почему-то зловеще пригнувшегося, с нелепо вздернутыми к небу руками, то ли грозящими, то ли отгоняющими от себя полчища ангелов и удивительно напоминающего... самого оратора. Датский писатель Галлинг Келлер, свидетель тех событий, писал: "...местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу..." Простоял памятник две недели, а потом бесследно исчез.

В 1950-х годах, в связи со строительством Куйбышевского водохранилища и готовящимся затоплением, жителям города было предписано разбирать свои дома и переселяться в соседние районы, в результате чего старинный посад был почти полностью ликвидирован, а городская застройка сильно прорежена. И вот, наконец, свершилось то, благодаря чему несколько десятилетий Свияжск сравнивали с легендарным Китеж-градом - после наполнения водой Куйбышевского водохранилища в 1957 году 75% города ушло под воду, а гора с его остатками превратилась в остров. Ставшие островитянами горожане продолжали жить в ветшающих строениях этого своеобразного заповедника, оторванного от внешнего мира, который, к тому же, в еще 1931 году утратил статус города и стал селом, коим и остается до наших дней. Дело дошло до того, что к 1995 году в Свияжске насчитывалось всего 286 жителей (в наше время и того меньше - 255), в основном преклонного возраста и лишь летние наплывы туристов с круизных теплоходов хоть как-то оживляли это место (в наши дни по воде в сезон Свияжск ежедневно попадает около 300 туристов). Надо сказать, что туристическая привлекательность сыграла Свияжску на руку - с конца 1950-х годов начались реставрационные работы, в 1976-83 годах были обновлены уникальные фрески Успенского собора, велись восстановительные работы в Сергиевской и Никольской церквях. Но, к сожалению, это важное дело было приостановлено - началась перестройка. Впрочем, в 1994-1998 годах сохранившиеся храмы были переданы православной церкви (в 1997 году Свияжск посетил сам Алексий II) и в монастырях Свияжска вновь появились монахи, церкви приобретают весьма ухоженный и привлекательный вид, а открытая в 2008 году дамба с автомобильной дорогой практически превратила его в полуостров и сделала доступным в любое время года, что, безусловно, будет способствовать возрождению села.

Так что же такого интересного может сегодня увидеть пытливый взгляд путешественника в Свияжске? Попробую рассказать.

Начну с Иоанно-Предтеченского монастыря, получившего свое имя в честь небесного покровителя Ивана Грозного. Это довольно большой монастырь, обнесенный добротной кирпичной стеной. На юго-восточном углу стены находится небольшая кирпичная часовня, построенная в 1897 году и не так давно освященная в честь Царственных Страстотерпцев - наших новых святых - членов семьи последнего российского императора. Металлический купол часовни, да и вся ее архитектура в целом, подражают по стилю самому большому собору монастыря - иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", освященному в 1906 году. Это массивное многоярусное кирпичное строение высотой 32 метра может служить образцом псевдорусского или псевдовизантийского архитектурного стиля начала XX века - его фасад перегружен самыми различными декоративными элементами. Внутри собора идет реставрация, но уже сейчас можно посмотреть на удивительно красивую и спокойную роспись стен и куполов с библейскими сюжетами. Очень рекомендую.

Перед собором стоит неприметная, обитая досками, церквушка с зеленой крышей и небольшой маковкой. Это - самая главная историческая реликвия Свияжска - церковь Святой Троицы - первая православная церковь в этих краях - именно ее срубили в верхневолжских лесах умельцы, а затем перевезли на Свиягу и собрали вновь в 1551 году, освятив 17 мая. По сути, это единственное здание, дошедшее до наших дней о тех легендарных времен. Жаль, что в 1821 году ее обшили тесом, подняли на кирпичный фундамент, скрыв первоначальный архитектурный замысел - сейчас она больше похожа на сельскую церковь принятого в начале XIX века стиля классицизм, а не на шедевр деревянного зодчества. Внутри нее работает филиал Свияжского архитектурно-художественного музея, где за символическую плату можно посмотреть на старинный иконостас, большая часть икон из которого, впрочем, перевезена в Казань и экспонируютеся в Национальном музее Республики.

Напротив Троицкой церкви в монастырском дворе возвышается массивное белокаменное здание - церковь Святого Сергия Радонежского с пристроенной к ней основательной колокольней (высокий нижний этаж служил складом для монастырского хозяйства, а еще раньше тут, по преданию, располагались кельи). Первый храм на этом месте был деревянным и построен почти одновременно с Троицкой церковью, а в 1604 году заменен каменным, тем, который и можно увидеть. Внутри я не был, но говорят, что там тесно из-за огромной толщины стен. Здесь находилась главная святыня Свияжска - древняя храмовая икона преподобного Сергия Радонежского - покровителя города. Согласно преданию, икона специально была привезена из Троице-Сергиевой Лавры в 1551 году, перед возведением города.

Кроме храмов на территории Иоанно-Предтеченского монастыря можно посмотреть и на полузаброшенные монастырские кельи, трапезную и корпус настоятельницы XIX века, огородики и цветники XXI века, но это уже на любителя.

Выйдя через главные монастырские ворота, направимся по Троицкой улице на запад - к другой обители - Свияжскому Богородице-Успенскому монастырю. Вход в него лежит через приземистое здание с тремя окошками и одними воротами - некогда это была Надвратная церковь Вознесения, построенная в начале XVIII века на месте деревянной Борисоглебской церкви, которая была разобрана за ветхостью. В 1930-е годы и ее, признав ненужной, разобрали, оставив лишь нижний этаж.

Пройдя через ворота, мы оказываемся в просторном монастырском дворе. Справа от нас двухэтажный Архимандритский (Настоятельский) корпус XVII века с большим крыльцом, из-за которого все строение похоже на сказочный терем. Слева можно посмотреть на здоровенный остов бывшего Братского корпуса, еще до недавнего времени представлявшего из себя более-менее сохранившееся сооружение из нескольких поставленных впритык друг к другу трехэтажных домов.

Но самое главное нас ждет прямо по курсу - Никольская церковь, освященная 6 декабря 1556 года - это самое старое каменное сооружение Свияжска, дошедшее до нас. Построила ее из тесаных известняковых блоков артель Ивана Ширяя - помощника знаменитого псковского архитектора Постника Яковлева, чьим самым большим достижением считается Покровский собор на Красной площади в Москве. В XVII веке у церкви появилась четырехярусная колокольня высотой 43 метра - на сегодняшний день самое высокое сооружение Свияжска, не считая опору ЛЭП. По легенде из нижнего яруса колокольни к берегу Щучьего озера вел потайной подземный ход, предназначенный для снабжения водой свияжской крепости в случае осады. Внутри же церкви смотреть особо нечего - она пока не восстановилась после десятилетий советского атеизма, а на колокольню мне подняться не удалось.

Зато удалось проникнуть в Успенский собор, что стоит по соседству, и подивиться и даже пофотографировать (каюсь - это запрещено) забавные фрески XVI века, которые, в отличии от более поздней росписи собора иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", больше напоминают наивные детские рисунки (особенно мне понравилась сцена "Грехопадение" со стыдливо прикрывающими свои интимные места Адамом и Евой и изображение Святого Христофора с лошадиной головой). Говорят, среди заполняющих практически весь храм изображений есть и портрет Ивана Грозного, но я его не приметил. Надо признать, что этот величественный собор с дивной росписью внутри (раньше была не менее интересная и снаружи) является самым интересным "экспонатом" Свияжска. Вкратце история собора такова: строили его в 1556-1560 годах все те же Иван Ширяй и Постник Яковлев, освятили 12 сентября 1560 года, в XVII веке к нему была пристроена одноэтажная трапезная (именно через нее сейчас и попадают внутрь собора), в XVIII веке сделали повыше барабан купола, в XIX веке к трапезной пристроили симпатичное крыльцо, а в XXI веке все это отреставрировали после разрушений века XX.

Еще на территории Свияжского Богородице-Успенского монастыря можно осмотреть братскую могилу монахов, отмеченную большим деревянным крестом и фигурой скорбящего ангела (возле Успенского собора), интересный крест с фигурой какого-то святого (у входа в Никольскую церковь), здание монастырского училища XVIII века (за Никольской церковью), огромное пустое поле в западной части монастырского двора и руины бывшего хозяйственного двора монастыря XVII-XVIII века (за монастырской оградой, напротив ворот).

Здесь же, у монастырских ворот, невзрачным камнем среди старых деревьев отмечена братская могила с "останками 95 человек, убиенных в годы репрессий" - заключенных, расстрелянных на острове Татариха и перезахороненных в 1995 году.

От ворот монастыря, возле которых иногда торгуют сувенирами - деревянными поделками, можно прогуляться по центральной улице современного Свияжска - Успенской - в сторону пристани. Улица эта именно такая, какая должна быть у обычного российского села - немощенная, кривоватая, с ухабами и рытвинами, заполняемыми после дождя водой. По правую руку в начале нашей прогулки будут стоять дома бывшего "Тюремного замка" 1830-х годов, который в свое время был и казначейством, и городскими присутственными местами, а по левую руку - остатки свияжской конвойной команды конца XIX века (обычные руины) и комплекс земской больницы 1870-х годов (обычные домики). Вскоре мы окажемся на широком поле - центральной площади Свияжска.

На ней стоит кирпичное двухэтажное здание с деревянной верандой на втором этаже - там разместилось единственное в селе кафе, а на первом этаже - сельмаг. Почти напротив магазина стоит огороженный заборчиком металлический обелиск - "Стена коммунаров" - место расстрела нескольких десятков красногвардейцев в 1918 году.

В центре здоровенной площади есть невысокий холмик со стоящим на нем большим деревянным крестом - так в Свияжске отметили места разрушенных в 1920-30-е годы храмов. В данном случае - это собор Рождества Пресвятой Богородицы XVI века, уничтоженный в 1928 году.

В югжной части площади-пустыря стоит крест в память о церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (построена в 1755 году в стиле барокко, разрушена в 1920-х годах) и, почти напротив этого креста - крест на месте Софийской (иконы Тихвинской Божией матери) церкви (стояла здесь с 1735 по конец 1920-х годов). Интересно, что на спутниковых фотографиях хорошо видны очертания этих двух церквей, а вот "с земли" эти места представляют из себя заросшие кустами холмики с остатками фундаментов.

Между крестом на месте Софийской церкви и магазином можно посмотреть на самые, на мой взгляд, живописные руины Свияжска - остатки первого этажа кирпичного дома купцов отца и сына Каменевых конца XIX века. Вообще, руинам в Свияжске удивляться не приходится - по данным сельсовета износ строений составляет в среднем 65 процентов, а треть из них находится почти в аварийном состоянии.

На западной стороне площади расположен не очень интересный комплекс свияжского ремелесного училища и пожарного обоза конца XIX века, а вот в северо-западной части площади, там, где начинается короткая Московская улица, сохранилось несколько старинных домов. Во-первых - это массивное двухэтажное кирпичное здание Уездного училища 1830-х годов постройки, которое до сих пор используется как школа, а во-вторых - самый симпатичный в Свияжске дом - бывшая двухэтажная богадельня конца XIX века. Несмотря на то, что здание в некоторых местах покосилось, а въездные ворота во двор полуразрушены, выглядит все это очень мило и ухоженно. Именно у этого дома стоит большой стенд с самой наглядной схемой Свияжска. К богадельне примыкает двухэтажный деревянный, тоже ухоженный, дом начала XIX века, принадлежавший семьям Илларионова, Бровкина и Медведева. Именно в этом доме, столь живописно смотрящимся на фоне спуска к водохранилищу, по легенде гостил Лев Троцкий во время своей богохульной акции с установкой памятника Иуде.

Через улицу от дома Илларионова можно посмотреть на единственную из сохранившихся немонастырских церквей Свияжска - Константина и Елены. Ее построили из камня на месте деревянного храма времен Ивана Грозного примерно (точно неизвестно) в XVII веке. Должен сказать, что церковь эта не произвела на меня совершенно никакого впечатления - архитектура ее обыденна, саму ее плохо видно из-за строительных лесов и разросшихся вокруг деревьев, а интерьер практически пуст - его еще не восстановили после советского периода, когда в нем размещались музейные экспозиции.

От церкви можно прогуляться вдоль свияжского холма по Константиновской улице и посмотреть на обратную сторону Уездного училища и на деревянные постройки простых свияжцев. Свернув на запад, на Рождественскую улицу, на которой местные жители во время наплыва туристов приторговывают дарами Волги (надо признать - очень даже неплохими), вскоре можно выйти к недавно отремонтированной пристани - обычному дебаркадеру, к которому и пристают туристические и рейсовые теплоходы. Если Вам на теплоход - то Вы пришли, если к автостоянке возле дамбы - то поднимайтесь на холм и идите на противоположный конец острова мимо Иоанно-Предтеченского монастыря. В любом случае наша прогулка завершена, ибо мы посмотрели в Свияжске все, что было достойно нашего внимания.

P.S. По своим очертаниям Свияжск напоминает каплю или яйцо с заостренным восточным концом, максимальная длина острова составляет около 2,2 км, максимальная ширина - около 1,4 км.

Комментариев нет:

Отправить комментарий