понедельник, 28 сентября 2009 г.
Как вернуть мобильник, если его украли?
Практический каждый абонент сотовой связи хоть раз в жизни да терял мобильный или становился жертвой кражи.
И практически никто не может похвастаться тем, что ему удалось-таки вернуть свой сотовый. Кражи, а иногда откровенный грабеж мобильных, уже опережают другие виды воровства. Традиционно привлекательные для грабителей золотые украшения отступают на второй план перед таким явлением технического прогресса, как мобильные телефоны.
Украсть их легко, и еще легче сбыть. На все возмущения потерпевших компании сотовой связи разводят руками, дескать, это не их дело. Разводит руками и милиция, дополняя это действие философским заключением - самое умное в этой ситуации беречь нервы и не надеяться вернуть из рук упущенное.
Но, как оказалось, вернуть мобильник не так уж и сложно. Каждый сотовый телефон имеет уникальный серийный номер: у трубок стандарта GSM он называется IMEI. Этот код указан на коробке рядом со штрих-кодом и на корпусе аппарата под аккумулятором. Специалисты утверждают, что IMEI также содержится в программном обеспечении мобильника.
По этому поводу мы обратились к компании "Азерсел". Оказалось, ее абоненты давно пользуются таким видом услуг, как поиск мобильных телефонов по IMEI. В компании существует специальный отдел, который отслеживает сотовые.
В первую очередь потерпевший должен обратиться в отделение полиции, на территории которого была совершена кража. С этим заявлением абонент должен прийти и в офис "Азерсел", желательно с указанием IMEI пропавшего мобильника, и сообщить время последнего звонка, сделанного абонентом с украденного или потерянного сотового. В случае, если вы не знаете кода, компания сама определит его и поставит ваш мобильный телефон на отслеживание.
Служба безопасности проверяет, находится ли в Сети мобильный аппарат с конкретным идентификационным кодом. Если да, то по вставленной в него Sim-карте они определяют нового, незаконного владельца телефона, на каком номере находится отслеживаемый аппарат и сообщают информацию в отделение полиции, с указанием деталей Sim-карты (в том числе имя и фамилию нынешнего владельца мобильного).
Как нам сообщили в "Азерсел", поиск мобильного телефона продолжается в течение трех месяцев (стандартный срок). Если же в течение этого времени сотовый не найден, его исключают из базы поисковых данных.
Что могло случиться за это время с вашим мобильным? Его могли перекодировать (взломать IMEI), или новый владелец телефона воспользовался услугами другой компании сотовой связи, которая не оказывает подобных поисковых услуг.
Представители "Азерсел" отметили, что поиск по IMEI - самый действенный и в 70% случаев им удается обнаружить пропавший мобильник и передать информацию о нем в полицию. И добавили, что обращаться в правоохранительные органы - бессмысленно, так как полиция, даже имея на руках данные, зачастую не оказывает помощи (потому что поиск украденного телефона стоит денег).
Но мы не будем уличать стражей порядка в нечистоплотности и предполагать, что они все же ловят преступников, а возвращенный мобильный пускают в продажу. Будем считать, что у них множество других более важных дел...
Как было сказано выше, самый простой способ "замести следы" - это стать пользователем другой сотовой компании. На этот момент хотелось бы обратить внимание, ибо он является узловым: для того, чтобы свести телефонные кражи к минимуму, достаточно договоренности между компаниями. Тогда можно будет иметь общую базу данных, куда будет вноситься информация обо всех пропавших мобильных телефонах, а сами украденные сотовые будут блокироваться. Заблокированные телефоны сразу потеряют свою ценность...
В Европе уже давно действуют системы по глобальному поиску пропавших мобильных телефонов. К примеру, одна из организаций, расположенная в Ирландии (Дублин), ведет "черный список" IMEI всей Европы. Чтобы "подключиться" к этой базе нужны инвестиции в программное обеспечение в размере 1 млн. долларов. Сумма для нашей страны практически неподъемная. Но и без нее решить проблему в рамках страны вполне возможно.
Так, абоненты швейцарского оператора Swisscom Mobile, например, могут попросить заблокировать трубку (именно аппарат, а не Sim-карту), в случае если она украдена. Мы же не можем себе этого позволить, так как нет элементарной договоренности между нашими компаниями. А в Италии с нынешнего лета планируют ввести единую базу данных для всех телефонов, пропавших на территории этого государства. Осуществляет эту программу ведомство по телекоммуникациям, которое решило всерьез бороться с кражей мобильных телефонов. С этой целью уже летом в стране будет введена система, препятствующая использованию краденых телефонов. Это уже вторая попытка итальянских чиновников противостоять ворам, и в случае ее успеха опыт итальянцев наверняка заинтересует другие государства.
По словам одного из комиссаров ведомства Алессандро Лучано, операторы мобильной связи уже в мае текущего года подпишут соответствующее соглашение. И к лету сотовые телефоны итальянцев будут в безопасности: злоумышленникам не будет смысла воровать мобильники, ведь любой из них можно будет заблокировать. В случае кражи клиент звонит в абонентскую службу Vodafone, называет код, и с этого момента аппарат уже непригоден к использованию ни с одной Sim-картой Vodafone, кроме карты законного владельца.
Соглашение, за которое ратует ведомство, должны подписать все пять итальянских операторов - ведь злоумышленник может вставить в телефон "Simку" конкурента, с которой мобильник будет работать. Нашим чиновникам также под силу такая акция, если, разумеется, будет желание или директива сверху.
У нас ситуация складывается парадоксально. Специалисты компании "Азерсел" разводят руками, ссылаясь на пассивность "Баксел". Если эта компания станет оказывать подобного рода услуги по поиску сотовых телефонов через IMEI, то, по словам сотрудников "Азерсел", они готовы объединить усилия.
В свою очередь специалисты "Баксел" отвечают заученной фразой, дескать, на сегодняшний день услуги по поиску мобильных телефонов посредством IMEI ими не оказываются. Понятно, что компания сотовой связи поиском украденных или потерянных мобильных заниматься не обязана.
Единственное, на что может сегодня рассчитывать абонент - на предоставление распечатки телефонных звонков, сделанных с его сотового, да и то только в том случае, если незадачливые воры поленятся сразу сменить Sim-карту.
Вот и выходит, что компания может затратить огромные суммы на рекламы, торжественно подключать миллионного абонента, устраивать по этому поводу грандиозные мероприятия, но оказать реально необходимую услугу по тем или иным причинам не желает.
В странах, где много компаний, занимающихся сотовой связью, найти общий язык достаточно сложно, но в Азербайджане-то функционируют всего две. Так ли сложно договориться? Возможно, они не спешат идти друг другу на встречу, потому что будут вынуждены отключить многих своих абонентов, а это, как известно, деньги.
Разумеется, в такой ситуации абоненты мобильной связи должны надеяться прежде всего на себя. Специалистами даже разработаны специальные правила поведения. Лучше всего просто не давать повода для кражи. Нередки и такие случаи: вы едете в метро, в руках у вас телефон, вы увлечены игрой или пишете SMS, но в момент, когда звучит предупреждение о закрытии дверей, мобильник внезапно вырывают из рук, похититель успевает выскочить из вагона, а вы остаетесь "с носом". Поэтому в метро без крайней необходимости лучше всего не демонстрировать окружающим, какой красивый у вас мобильник.
К сожалению, не столь безопасен и весьма любимый девушками способ ношения трубки на шнурке. Такие шнурки легко срезаются в давке, да к тому же провоцируют грабителей на активные действия, если телефон стильный и дорогой. Поэтому, даже если трубка висит на шее, лучше прикрыть ее верхней одеждой.
Первое, что следует сделать, обнаружив пропажу, - позвонить на свою трубку. Возможно, похититель еще не успел уйти далеко и вы вычислите его по мелодии звонка. Если вам повезет и где-то поблизости прозвучит знакомый сигнал - самое время кричать "Держи вора! " и всеми силами привлекать внимание окружающих. Мелкие карманники, захваченные врасплох, часто бросают добычу и "делают ноги".
Здесь надо учитывать, что похитители иногда ходят группами, и связываться с ними в одиночку стоит лишь тем, кто уверен в благоприятном для себя исходе "спора". При этом следует помнить, что многие сигналы вызова похожи, так что легко попасть впросак.
Если же, позвонив на свою трубку, вы услышите: "Абонент не отвечает или временно недоступен", значит, вор уже сориентировался и выключил аппарат. На этом оперативная часть поисков заканчивается, но шанс вернуть мобильник еще остается.
Например, можно попробовать... выкупить свой телефон. Пошлите на номер пропавшего аппарата короткое сообщение и изъявите в нем желание получить трубку обратно "за достойное вознаграждение". Вряд ли вор намеревается сам пользоваться вашим мобильником, скорее всего, он рад будет его продать. Естественно, следует указать номер для обратной связи. Вероятно, вам удастся договориться о выкупе (за половину или даже за треть стоимости телефона). Жаль, конечно, отдавать похитителю деньги, но вспомните о записной книжке, которую придется восстанавливать, и важных для вас номерах и эсэмэсках.
Есть и другой вариант действий, наиболее актуальный для пользователей кредитной системы оплаты (или тех, у кого на счету лежит солидная сумма). Это немедленная блокировка Sim-карты. Данная операция позволит сохранить ваш баланс в прежнем виде, каким он был до пропажи, то есть вы не потеряете дополнительных денег, и номер также останется за вами. Новую Sim-карту с тем же номером вы позже сможете получить в офисе оператора. Стоит это сравнительно недорого.
Реальнее всего вернуть телефон, когда он просто потерян. Рассчитывать на то, что он попадет в руки порядочному человеку, можно, правда, в этом случае нужно быть большим "везунчиком"... Верьте в порядочность окружающих, ибо в стране, где не работают ни правовые законы, ни законы логики, остается надеяться только на это.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий