пятница, 24 июля 2009 г.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛАКОТА О МАГИЧЕСКОЙ СИЛЕ ЖИВОТНЫХ

Запись опубликована Ethno Music.Вы можете оставить комментарии здесь или тут

Лакота подразделяли животный мир на три группы

  1. Четвероногие существа

  2. Крылатые существа

  3. Ползающие

Причем животное, относящееся к роду четвероногих должно перемещаться по земле на четырех лапах, не касаясь ее телом. В противном случае, как с бегающей на четырех лапах ящерицей, но касающейся земли телом, оно относится к разряду ползающих.

Вождем подземного мира считался медведь гризли, сущность которого представляла страшный, негативный аспект. Вождем всех животных на поверхности был бизон, содержавший в себе исключительно положительное значение. Вождем всех летающих существ был орел.

Самым высоко чтимым животным был бизон. Для всех равнинных индейцев он являлся основным источником пропитания и именно исчезновение бизонов во второй половине XIX века явилось одной из главных причин прекращения индейцами борьбы за свои земли и поселение в резервации. Особенно ценились язык, печень, почки и сердце бизона. Беззубые старики предпочитали жирное мясо горба животного. Кишки набивались мясом, располагавшимся вокруг почек жиром и кровью. Полученные колбасы сначала варили, а затем обжаривали на углях. В дело шло все - из хвоста изготовляли военные дубинки или использовали в качестве "веника" в парной; желудок служил контейнером для воды и для ее кипячения; из костей изготовляли ножи, наконечники стрел, иглы и т.д.

Помимо этого, Бизон имел и церемониальное значение. В религиозных воззрениях Оглала бизон олицетворял землю. Индеец получал магическую силу животного или птицы через видения, происходящие во время специального поста или во сне - причем Лакота практически не делали различия между ними. Обычным временем для поиска видений был период с начала весны до конца осени. Целью поста был поиск духа - хранителя, от которого страждущий получал разного рода магические силы. Интересно отметить, что хотя все мужчины ожидали найти через видения духа - хранителя, не всем это удавалось, а среди удачливых видения различались но степени насыщенности и "силе" появившегося в нем духа.

По словам Охайезы, дух животного, приходящий в видении к страждущему, входил в его тело и становился частью его магической силы Индеец мог поститься много раз и заключать в свое тело много различных духов-хранителей. Затем он возвращался к шаману наставнику, который выслушивал его рассказ о произошедшем и объяснял, как человек должен действовать, чтобы воссоздать и реализовать магическую силу, полученную им во время видения По своей сути, техники поста и поиска духов-хранителей, у прерийных племен были очень схожи.

Видения и сны могли нести и чисто информативный характер, как например, предсказание или предупреждение К этому разряду можно отнести случай, произошедший с известным вождем и шаманом Хункпапа Сиу Сидящим Быком. Однажды, еще будучи мальчиком, он прилег отдохнуть в тенистой роще. Засыпая, он видел жаворонка, наблюдавшего за ним из-за ствола дерева Ему приснилось, что к нему подошел медведь-гризли и тут же раздался голос жаворонка: "Лежи и не двигайся" Страх перед могучим зверем был настолько силен, что мальчик пробудился и. приоткрыв глаза, увидел склонившегося код ним хищника. Подчинившись голосу птицы, он взял себя в руки, закрыл глаза и застыл, притворившись мертвым Через некоторое время зверь ушел. Интересно отметить, что по поверьям Лакота в реальной жизни на языке их племени умели говорить два существа жаворонок и паук.

Тем, кому во сне или в видении являлась собака или Существа Грома, предопределялось стать Хехока - Противоположными.

От змей исходит только плохое и когда человек видел во сне как змеи, к примеру, пытаются влезть ему в рот, нос или уши - это считалось плохим признаком, а если одной из них удавалось пролезть через эти отверстия в тело - это был верный признак смерти.

Чернохвостые олени обладают негативной магической силой и молодые юноши порой попадаются на их уловки. Самки порой оборачиваются женщинами и соблазняют или уверят незадачливого охотника в глухие места. Оборотни во всех отношениях напоминают индейских женщин, только никогда не разговаривают. Такая встреча, как правило, заканчивается для человека скорой смертью. Дж. Браун отмечал сильное нежелание Оглала даже говорить об этом животном. В быту олень занимал одно из важнейших мест. Мясо шло в пищу, из выделанной кожи делали одежду, различные сумки и мешочки, мокасины, щиты В Пляске Солнца использовались передники из оленьей кожи, а члены общества Миватани (Совы) делали из оленьих копыт погремушки. Для детей сирот делали "соски" из пузыря, заполняли его теплым супом, а снизу прорезали дырочку, через которую и кормили ребенка.

Зарегистрированная информация о наблюдениях и сопутствующих взглядах Оглала по поводу лося, показывает особую высокую оценку физических качеств лося и. в частности, основные характерные черты быка-самца. Особо подчеркивалась его сила, скорость и смелость.

Определяя идеальные характерные черты мужчины, Лакота по имени Стрелок отмечал, что настоящий мужчина имеет "силу и способность достигать поставленные перед собой цели. Он смело защищает себя и других. Он добр ко всем, особенно к бедным и нуждающимся. Племя смотрит на него, как на защитника".

Индейцы также заметили, что из всех крупных животных именно лось, по какой-то таинственной причине, имеет всего два зуба, которые, к тому же, "остаются после тою как всё остальное превратится в пыль". Поэтому лосинный зуб стал символом долгой жизни. Лось обладал мощной "сексуальной силой" и это было доминирующим мотивом Общества Лося и широком круге обычаев.

Оглала по имени Медведь с Белыми Лапами говорил, что у медведя душа точно такая же, как у человека. Он знаток лекарственных растений, и приходя в видениях к человеку, может передать ему знания, необходимые для лечения больных травы, обряды, песни. Оглала считали медведя практически неуязвимым и любой воин был рад получить от этого зверя Магическую Силу, помогающую избегать пуль и стрел врагов Медведь был оборот нем, и сталкиваясь со стоящим на задних лапах животным, индеец не знал, кто перед ним зверь или человек в облике зверя Силы, полученные от медведя, считались наиболее неактивными.

Магические Силы барсука некоторым образом ассоциировались с Сиилами медведя. Его Силы помогали на войне и влечении больных, особенно детей Однако некоторые индейцы считали, что его лечебная магия была сильнее, чем медвежья Одним из бойцовских принципов барсука был "не отступать, и не сдаваться".

Мешотчатую (Сумчатую - по всей видимости.) крысу опасались, потому что считалось, что они могут магическим способом стрелять в людей кончиками некой травы, нанося им необычные, мистические раны

Лишь несколько животных привлекало внимание прерийного воина больше, чем серый волк Зная, что волк является быстрым и очень выносливым бегуном, разведчики военных отрядов Оглала надевали волчьи шкуры и о них говорили, что их "ноги так же быстры, как у волка" Как правило, это были члены общества Волка, которых еще называли "носителями волчьих шкур", потому что они надевали на себя целые шкуры волка. Храбрый Бизон рассказывал, что когда ему было нужно найти дичь, он всегда молился волкам и они всегда говорили ему. где найти её. Волк всегда давал совет. Разведчики возвращались в "лагери", воя как волки. Считалось, что песни Волка, полученные во время снов или видений, так же как и вой волков, обладали особой силой. Старик - дядя Охайезы. давал следующий совет, основанный на наблюдениях за волчьими повадками:

"Ты должен следовать примеру волка. Даже в случаях. когда он подвергается неожиданному нападению и должен бежать, спасая свою жизнь, перед тем как скрыться, он задержится, чтобы бросить на тебя последний взгляд. Так и ты в жизни должен смотреть на все дважды".

Общество Волка было одним из наиболее важных обществ Оглала. Члены его должны были иметь "большие сердца и никогда не показывать гнева". Среди членов Ханскаска были такие известные люди Оглала. как Американский Конь, Бешеный Конь. Человек, Боящийся Своих Лошадей и Сабля.

Лиса считалась выносливой, но более мягкой и менее агрессивной, чем волк. В этом. несомненно, причина того, что Общество Волка было скорее Военным Обществом, а Общество Лис (Токала) было одним из Акицита - Полицейских Обществ, в чьи обязанности входила не столько война, сколько жизнь лагеря и охота. Согласно Стоящему Медведю: "У лисы есть знания тайных вещей, спрятанных от человеческих глаз и она делится ими с ищущим видения, объясняя ему лекарственные свойства корней и растений, а затем другими своими силами - быстротой. умом и мягкостью". В мягкости лисы присутствует сила и смелость. что отражено в одной из песен Общества Лисы: "Я - Лис. Я готов умереть. Если где-то трудно, если где-то опасно - это для меня". Члены общества Лис носили целые шкуры лисы.

При изготовлении плащей и одежды Оглала стремились как можно меньше разрезать шкуры, тем самым стараясь сохранить целостность Силы животного.

Шкуры выдр и кроликов иногда применяли во время церемоний. Например, повязки из их меха надевали во время Пляски Солнца на запястья и щиколотки. А члены общества Лис оборачивали шкурой выдры свои копья. Иногда, из целой шкуры выдры делали магические мешки. Из шкур горного козла делали церемониальные рубахи для членов общества Ханскаска (Волки). По верованиям Оглала. ничто из одежды или украшений не обладало такой Магической Силой, как перья орла.

Подобные верования были у всех индейских племен. Например, в племени Юта беременной женщине запрещалось есть мясо животных, чья Магическая Сила считалась мощной, иначе ребенок мог погибнуть. Ее мужу запрещалось охотиться на таких животных. Мясо пумы и барсука тоже избегалось, поскольку по поверьям Юта в них мог переродиться бывший шаман.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий