воскресенье, 5 июля 2009 г.

людям приходилось придумывать способы защиты и лечения этой



СПЛЮНЬ - И ИЗБАВИШЬСЯ ОТ СГЛАЗА

Как бы мы ни относились к сглазу, как бы наука ни относилась к сглазу,

как бы религия ни относилась к сглазу, сглаз - это воистину явление

планетарное, общечеловеческое, в самом широком смысле этого слова. Чем

бы ни был сглаз - суеверием, заблуждением или знанием, - его знают

абсолютно во всех странах мира. Верования, связанные со сглазом, имеются

у всех народов. Куда бы ни проникало историческое или этнографическое

изучение этого явления, оно везде встречало довольно сходные

представления сглазе. И везде, в каждом уголке Земли, во все времена

людям приходилось придумывать способы защиты и лечения этой

распространённой напасти.

Среди невероятного множества экзотических оберегов и обрядов от сглаза

наиболее древними, наиболее общими, популярными и эффективными являются

ритуалы с использованием заговорённой воды, а также слизывание и

сплевывание. Правомерно ли поставить эти три таких непохожих действа в

один ряд? Да. Скоро вы узнаете почему, а пока познакомимся с каждым из

них поближе.

Вылизывание - способ от сглаза

Древнейший способ снятия сглаза - вылизывание. Появился он ещё в те

незапамятные времена, когда и самого понятия "дурного глаза" у наших

первобытных предков, наверное, ещё не было. Впрочем, говорить о том, что

этот ритуал "появился" сам по себе, тоже неправильно. Он гораздо старше

самого человечества, как биологического вида. Животные, как известно,

вылизывают своих детенышей, они делали это за миллионы лет до появления

первого человека. Таким образом, нам это досталось в наследство от

хвостатых предков, затем люди всего лишь переложили этот надёжный способ

нейтрализации отрицательных внешних влияний для своих человеческих нужд.

Для чего вылизываются животные? В первую очередь для чистоты и

безопасности. В слюне есть вещества, убивающие микроорганизмы, кроме

того, в ней есть иммунные комплексы, передающие детёнышам пассивный

иммунитет от родителей. Другими словами, слюна помимо дезинфицирующих

субстанций содержит биологическую информацию, позволяющую получившему её

реципиенту легче справляться с болезнями. Трудно сказать, есть ли у

братьев наших меньших в слизывании мистический компонент, нужен ли он им

вообще, а вот людям оказался необходим именно он.

Тогда, когда появился homo sapiens, а возможно, и его предшественники с

их уже довольно развитым мозгом, они стали всё сильнее и сильнее влиять

на окружающее их пространство, а особенно друг на друга своими

психическими силами - чего почти не было до них в животном царстве.

Естественно, гораздо легче проявлялись и были заметнее отрицательные,

разрушающие, влияния психической энергии, чем созидательные. Грубые

эмоции, страх, напряжение, ненависть, зависть стали вызывать у людей

болезни и недомогания вместе с бактериями и. вместо них. Страдали в

первую очередь самые слабые - дети. Тут-то и пригодился древний животный

инстинкт. Первоначально человеческие матери, как и большинство

млекопитающих, просто вылизывали потомство, других безопасных способов

поддерживать чистоту младенцев ещё не было. Рано или поздно наши предки

обратили внимание, что вылизывание помогает не только соблюдать

элементарную гигиену, но и устраняет малопонятные проблемы, которые они

связали с таинственным влиянием чужих слов, взгляда, мыслей. И люди

стали лечить эти беды с помощью собственной слюны.

В наше время в первобытных культурах Амазонии, Австралии, Африки, Азии,

у народов Севера ещё достаточно широко практикуется "вылизывание глаза",

когда матери облизывают лобик, запястья, стопы и груди ребёнка после его

общения с чужими людьми. Знают и успешно применяют этот "пережиток"

прошлого и в современной Европе, и у нас, хотя это уже и не так

распространено, как в былые времена. А когда-то это было вполне обычным,

массовым явлением.

Первые письменные упоминания об использовании слюны для защиты от сглаза

встречаются у древних римлян. В "Естественной истории" Плиния

описывается слюна, как средство от сглаза и чародейства. Плиний вполне

серьёзно дает такой совет: если кто посмотрит на спящего ребенка, мать

должна три раза сплюнуть, даже если на ребенке амулет от сглаза. О

сплевывании против сглаза упоминали также Тибулл, Феокрит и другие

римские литераторы. Современник Нерона, сатирик Персий, с иронией писал,

что бабка для предохранения ребенка от сглаза слюнявила свой средний

палец и проводила им по лбу и губам ребенка. Как видите, ещё тогда

некоторые относились к проблеме дурного глаза и такой защите от него не

вполне серьёзно.

В исторических документах можно встретить множество других упоминаний об

использования слюны для лечения сглаза. Например, в хрониках описывается

интересный обычай, существовавший у кавказских горских евреев с

незапамятных времён вплоть до прошлого века. Уличенный в сглазе человек

обязан был облизать лицо больного или, по крайней мере, смазать его

своей слюной. Чтобы определить виновника сглаза, из теста делали шарики

и, произнося вслух имена подозреваемых, бросали их в огонь. Шарики

должны были сгорать, не трескаясь, а если шарик горел с сильным треском

при произнесении очередного имени, считалось, что человек, чьё имя

прозвучало, и был причиной сглаза. К "виновному" посылали гонца с

просьбой прислать в блюдце своей слюны или явиться самому для совершения

обряда.

Сплюнь от сглаза три раза

С развитием цивилизации, а скорее с развитием гигиенических навыков,

появлением возможности использовать воду без прежних ограничений,

вылизывание стало заменяться символическим сплёвыванием и другими

обрядами. Люди уже могли в любое время умыть ребёнка, искупаться,

сходить в баню, а это само по себе устраняет не только грязь, но и

негативную информацию. Обычай использования собственной слюны

трансформировался, и матерям, заметившим недобрый глаз или услышавшим от

посторонних излишние похвалы в адрес своих детей, достаточно было просто

плюнуть несколько раз, чтобы отвести лёгкий сглаз. За последние два-три

тысячелетия этот один из самых распространенных в мире ритуалов

практически не изменился. Его знают и применяют почти везде. Кто из нас

ни разу не сплёвывал три раза от сглаза? Иногда в шутку, а иногда и

вполне серьёзно.

"В Греции считается, что сплёвывание "выгоняет дьявола и неудачу".

Поэтому, когда греки говорят о чем-то плохом или просто употребляют

слова "смерть, несчастье.", они трижды сплёвывают в сторону, добавляя

"flou, flou, flou.". Похожие бытовые ритуалы имеются в современном

Израиле. Писательница Анита Диамант указывает в книге Имена, церемонии и

обычаи, что страх перед сглазом привел к появлению у евреев множества

способов борьбы с ним, которыми пользовались и продолжают пользоваться

еврейские женщины. Среди этих приёмов - помимо привязывания красных

ленточек к ногам детей, запрета говорить о красоте и уме ребенка и

многих других - необходимость в соответствующих ситуациях три раза

плевать через плечо или произносить "ayn horeh" (нет дурному глазу). Так

что мы отнюдь не одиноки в своих "предрассудках"."

"Заряженная" вода

Но вернёмся к истории вопроса. Постепенно "домашние" обряды со слюной

заменялись более сложными и профессиональными магическими действиями.

Ещё бы, лечение сглаза становилось уже не семейной задачей, а

общественной. Ею начали заниматься уже не родственники пострадавших, а

специалисты - разнообразные знахари, шаманы, колдуны, а позднее и

священнослужители... Ни достаточного количества слюны, ни возможности

облизать всех страждущих ни у одного целителя, разумеется, не было. Вряд

ли было и желание это сделать. Таким образом, с развитием цивилизации, с

развитием общественных отношений слизывание и сплёвывание сменилось

использованием особым образом "заряженной" воды. Над водой производили

разнообразные действия, резали её ножом, гасили в ней лучины, переливали

через всевозможные предметы и, конечно, произносили всяческие

заклинания, заговоры, молитвы.

Об одном из ранних, промежуточных способов использования воды

упоминается в сводах хадисов имама Малика и имама Ахмада. Хадисы

(по-арабски буквально - рассказы - прим.авт.) - это предания, основанные

на случаях из жизни пророка Мухаммеда или каких-либо изречениях его

самого и его сподвижников. В одном из хадисов описывается интересный

случай лечения сглаза. Действующими лицами были Сахль ибн Хунэйф и Амир

ибн Рабиа. У Сахля было хорошее телосложение и необычайно светлая для

арабов кожа. Однажды, когда он, находясь в пути вместе с Пророком,

купался, их спутник Амир, увидев это, восхищенно воскликнул: "Никогда не

видел такой прекрасной кожи!" В этот же час Сахль резко ослаб и

почувствовал недомогание. Пророка Мухаммада оповестили о слабости Сахля,

добавив, что он не сможет идти дальше. Пророк пришел к заболевшему Сахлю

и, узнав о восхищении Амира, воскликнул: "За что некоторые из вас

убивают братьев своих?! Почему ты, Амир, к своим словам не добавил

мольбу о баракяте для Сахля? Омойся!" Амир омыл лицо, кисти рук, локти,

колени, ступни ног, так, что вода стекала в посудину, из которой он

черпал воду. Затем собранную воду вылили на сглаженного Сахля, а

посудину, перевернув, положили на землю. Сразу после этого самочувствие

Сахля восстановилось, и он продолжил путь вместе со всеми.

В Древней Руси в определённые дни брали камешки из ручья, приговаривая:

"Как камешочек не урочится, так бы ребенок не урочился". Добытые камешки

опускали в воду и этой водой умывали сглаженного ребенка. Позднее, с

принятием христианства этот обряд изменился, и его стали проводить

только в Великий Четверг.

Чтобы уберечь детей от дурного глаза, также брали воду, три серых

камешка и три ложки. Наливали воду в блюдо так, чтобы она пробежала по

ложкам. В идеале это надо было делать на заре, на печном шестке.

Полученной водой умывали ребёнка, сбрызгивая темя, грудь, давали пить.

Затем выходили на улицу, выливали воду, трижды приговаривая: "С лесу

пришло, на лес пойди, с ветру пришло, на ветер поди, с народу пришло, на

народ поди".

А вот ещё один простейший обряд. Зачерпывали ложкой чистую воду, кидали

в неё уголек. Считалось, что уголек обязательно зашипит особым образом,

если ребенок сглажен. Мыли этой водой темя, грудь, потом выливали через

левое плечо на дороге, приговаривая: "С людей пришло - на людей иди, с

ветра пришло - на ветер иди".

Трудно даже перечислить все варианты "заряжания" воды - самых разных

обрядов на воду в любой культуре имеется огромное количество. Наиболее

общим же в них является использование специальных слов - заговоров. Ведь

именно с помощью заговора жидкости передаётся определённая лечебная

информация, все остальные действия лишь усиливают концентрацию целителя,

сосредотачивают его на своей задаче. Приведу несколько заговоров на

воду. Некоторые из них довольно поэтичны.

Умываясь или умывая ребёнка, приговаривали: "Как с гуся вода, так с

.(имя) беда!" Или "С лица водица, с .(имя) лиховица. От кого взялась,

тому передалась. Кто со злобою колючей, тому слезою горючей".

"Белая березка, кудреватая березка росла в чистом поле, широком

раздолье. Всякий шел - ей завидовал. Не боялась она ни ветра, ни погоды,

ни людской оговоры. Так и ты бы, младенец, раб божий, не боялся ни

ветреных переломов, ни людского оговора".

"Небо - отец, земля - мать, вода-царица, дай водицы не на хитрости, не

на мудрости рабы Божьей (имя). Аминь".

"Вода-водица, морская царица, Мыла-полоскала пеньё, кореньё, луга

зелены, травы шелковы, Так же смой, сполощи с раба Божьего (младенечка)

(имя) уроки, прикосы, переполохи."

Ярослав ЧУМАЧКОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий