четверг, 7 мая 2009 г.

Паритошака прабху, "Гармония личности"

 



 

Паритошака прабху,

"Гармония личности"

 Лекции, прочитанные в 2006 году в Кринице.

1. Гармоничная личность

 

Большинство людей, которые искренне стремятся к Богу, имеют, зачастую, либо очень серьезные, либо просто психологические проблемы. Если эти проблемы правильно решить, то человек очень быстро начинает прогрессировать.

Как узнать, продвигаемся ли мы по духовному пути? Аюрведа дает два способа: у нас улучшаются отношения с другими людьми, и с каждым днем мы становимся все счастливее и счастливее.

Сегодня мы поговорим о гармоничной личности. Если мы дисгармоничны, то какая бы высокая ни была у нас цель, мы не будем успешны, счастливы и совершенны. Восточная психология говорит о гармонии в 4-х направлениях. Гармоничная личность, успешна на 4-х уровнях: на уровне тела; на уровне интеллекта; на социальном и духовном уровнях.

Веды говорят, что если у вас хоть на одном уровне будет дисбаланс, вы не будете совершенным. Мы должны стать счастливыми на основе Божественной любви, бхакти.

Физический уровень - тело - это основа. Без определенной физической чистоты мы не сможем духовно совершенствоваться. Есть вещи, которые мы должны делать обязательно. Первое - это физические упражнения. Это может быть плавание, бег или быстрая ходьба и велосипед. Также вы должны заниматься йогой. Бхакти Вигьяна Госвами каждое утро по 40 минут делает йогу. Пранайама поможет вам быстро контролировать ум. Ведическая психология на 50% состоит из пранайам. Есть очень опасные техники пранайам, которые нам лучше не делать. Достаточно 3 упражнений пранайамы после йоги, чтобы чувствовать себя хорошо и спокойно.

Также очень важно чистить свое тело. Есть шанкхпракшалана, чистка печени и почек. Это нужно делать, чтобы подняться на определенный духовный уровень. Забитый каловыми массами кишечник, сильно влияет на наше сознание. После чистки меняется ход сознания и мышления. Шлаки являются своего рода радиацией, которая выпускает определенные пары, которые влияют на наше сознание. Минимум три раза в неделю, пожалуйста, занимайтесь физическими упражнениями, и по утрам по 15 минут занимайтесь йогой. Примерно раз в год или 2 раза проводите чистки организма.

Интеллектуальный уровень подразумевает контроль ума и, в первую очередь, наличие четкой цели. Индрадьюмна Свами сказал сегодня на лекции, что если мы чего-то сильно хотим, то этого обязательно достигнем. Очень опасно иметь цель жизни - поехать в Индию. Только с разумом, направленным на одну цель мы сможем чего-то достигнуть.

Наша жизнь слишком коротка. И если у нас нет цели, мы просто мечемся и более того, мы не станет счастливыми. Если у вас нет четкого понимания цели, четкого понимания, зачем вы живете, то вы не будете счастливы. Бесцельность приводит к деградации личности. Об этом говорят все психологи и философы всех религий и направлений.

Интеллект также умеет отличать, что благоприятно для духовной жизни, и что неблагоприятно. Также мы должны играть свои роли, а не чужие. Если у нас нет своей цели, то мы будем жить по правилам других и играть чужие роли. Поэтому цельная личность четко знает, зачем она живет, и что она хочет от жизни.

Социальный уровень подразумевает любимую работу и работу, которая приносит благо другим людям. Мы не должны начинать ни одно действие, если оно не направлено на благо всех живых существ. Мы все должны быть заняты согласно своей природе, гуна-карме. Если таковое отсутствует, то мы, опять же, не будем счастливы, и не будем продвигаться духовно. Я знал очень многих искренних людей, которые не занимались согласно своей природе, поэтому они очень быстро сгорали и уходили, иногда даже с проклятьями.

С другой стороны, я также видел людей, у которых не было большого потенциала, но они начинали заниматься по своей природе, и они быстро прогрессировали. Наши храмы сейчас больше напоминают центры социальной реабилитации. В них не занимают людей по их природе. Но если вы действительно хотите прогрессировать, то вы должны чувствовать, что вы на своем месте. Западная культура делает из людей роботов, которые идут туда, где больше платят, но это неправильно. Социальный уровень подразумевает также, что у человека все хорошо в личной жизни. В ИСККОН я заметил, что семинары по семейной жизни обычно читают те, у кого по 3 развода за спиной.

Социальный уровень - это также гармоничные отношения с другими людьми, и они должны постоянно улучшаться. У нас все больше и больше хороших друзей, и мы удовлетворены от своих отношений со своими друзьями. Одна из проблем нашего общества это то, что у нас нет нормальных дружеских отношений. Сейчас уже, правда, лучше, но еще 5 лет назад у людей, занимавшихся духовными практиками, портились отношения со всеми, кто их окружал, начиная с родителей.

Есть основное правило, как улучшить наши отношения: нужно отдавать больше, чем мы получаем. Это сказал Бхакти Вигьяна Госвами. Здесь имеются в виду не деньги. Отдавать - подразумевается, что мы делимся своими эмоциями, своими чувствами, своей любовью. Нужно быть внимательным, чтобы знать, что нужно другому человеку, и что мы можем ему дать. Изначально мы можем и должны давать человеку любовь.

Духовный уровень. Что он значит для вас? Духовная жизнь подразумевает, что мы занимаемся развитием любви к Богу.

Аюрведа говорит о 4-х составляющих гармоничной личности. Первое - это отсутствие физических страданий. Второй уровень - материальное благосостояние. Он подразумевает то, что у нас есть деньги, дом, машина, жена. Если все это есть, то классики говорят, что человек должен быть счастливым. Часто мы видим, что люди занимаются духовной практикой, но у них нет денег, дома дети голодные. При этом они говорят, что читают 64 круга. Когда я спрашиваю таких людей, чем они кормят детей, они отвечают, что Бог пошлет. Грихастхи должны быть богатыми и успешными.

Для женщины, самое важное - успешно выйти замуж. Если женщина умна, она всегда будет вдохновлять мужа делать деньги и заниматься духовной практикой. Внутреннее состояние мужчины на 80% определяется поведением женщины, с которой он живет. Мужчины очень сильно зависят от женщин. Если женщина работает над собой, она может из любого мужчины сделать успешную личность.

Третий уровень - уровень цели, уровень самодостаточности. Мы должны знать, для чего мы живем, и кто мы есть на самом деле. Я чуть раньше сказал, что целью жизни не должно быть съездить в Индию. Цель жизни может быть только одна. Любая другая цель, кроме любви к Богу, деструктивна по своей природе. Если наше сознание не направлено на любовь к Богу, то любая цель будет вести нас к разрушению. Мы берем энергию от цели и получаем эту энергию. Если у нас цель - божественная любовь, мы будем получать божественную энергию. Если у вас будет такая цель, то Господь будет посылать вам людей, которые будут очень быстро вести вас к этой цели. Мы приходим в этот мир, чтобы научиться любви к Богу, здесь нет иной цели.

Четвертый уровень - ананда. Ананда приходит сверху. Мы связаны с Богом энергией ананды. В нашем сердце всегда есть эта энергия. Почему мы не ощущаем это блаженство? Потому что в нашем сердце находится самая зловонная грязь. Гоур-Говинда Махарадж говорил, что пока наше сердце не освободиться от 6 основных врагов: вожделения, гнева, жадности и т.д., то любовь в таком сердце не проявится. Любовь - это чистая энергия. Поэтому, если мы хотим эту энергию ощущать, то мы должны очистить наше сердце от этих качеств. Но нужно помнить, что когда мы даем эту энергию, т.е. отдаем кому-то бескорыстно любовь, то в нашем сердце она увеличивается в сто раз! Энергия Ананды возрастает бесконечно. Человек, который духовно продвигается, если он гармоничен и здоров, то у него энергия ананды увеличивается с каждым днем. Самое простое средство для очищения нашего сердца - это служение, отдача. Об этом мы поговорим отдельно, чуть позже.

Если мы хотим, чтобы люди вокруг менялись, мы должны работать над собой. Вы знаете, как Шанкарачарья нашел своего учителя? Он принял санньясу в 6 лет, он молился очень искренне, потому что нигде не мог найти учителя. Однажды он увидел на берегу ручья, как змея и лягушка вместе греются на солнце. Он понял, что в округе есть святой, который на все это действует. Даже враги не могут враждовать, когда рядом находится святой. Он стал искать и нашел в радиусе одного километра святого, который сидел в пещере и молился. Будда, когда сидел в медитации, от него исходило столько любви и сострадания, тигры, звери приходили и лежали вокруг него, никто никого не трогал. Поэтому начните менять себя и посылать всем безусловную любовь.

 2. Общение и правильная речь

 В буддийской философии говорится, что основным источником потери энергии является речь. Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека. "Патанджали-бхашья" учит, как правильно говорить, и как правильно построить свою речь. Своей речью за несколько секунд, мы можем испортить себе карму на несколько воплощений. 3 минуты гнева могут уничтожить 10-ти летнюю дружбу. Слова сильно определяют нашу карму. Можно десять лет заниматься преданным служением и за 10 минут потерять все и, как минимум, на несколько жизней уйти в ад. Откуда это берется? От оскорблений.

Ведическая психология говорит, что Кету отвечает за оскорбления. Кету - это такая планета, которая сразу дает реакции, мгновенно. Кету также дает освобождение. Но в отрицательном аспекте она отвечает за оскорбления и непочтительную речь.

В ведической цивилизации каждый человек очень внимательно следил за своей речью. Пока человек не заговорил, его тяжело узнать. Речь обладает очень сильной энергией. Специалисты, обладающие тонким видением, говорят, что люди, которые общаются матом, в определенном месте тела тут же получают черную точку, которая через год-два может перерасти в раковую опухоль. Самое главное, для чего нам предназначен язык - это воспевать святые Имена. В Кали-югу оскверняется все, даже взаимоотношения учителя и ученика. Единственное, что не оскверняется в Кали-югу - это святые Имена, поэтому Они одни - наше спасение.

По статистике 90% всех ссор происходит из-за того, что мы говорим о ком-то плохо. Но наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь. Люди, которые грубо разговаривают, занимают во всех иерархиях последние места. На Востоке человек, который элементарно не может контролировать свою речь, считается очень примитивным. Важно помнить, что если мы кого-то критикует, то мы берем карму этого человека. Это закон кармы. И также мы берем качества той личности, которую мы восхваляем. Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых, и восхвалять их качества. Это самый легкий путь для того, чтобы обрести божественные качества. Т.е., если вы хотите обрести какие-то качества, вам достаточно почитать о каком-нибудь святом, который обладает этими качествами, либо с кем-то обсудить его качества. Но чем больше у нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо.

Мы должны учиться никого не критиковать. Одно время я ездил слугой с Ниранджаной Свами. Он дал потрясающий обет много лет назад, ни о ком не говорить плохо. Поэтому, даже если он кого-то ругает, он говорит очень мягко. Он рассказывает, что после того, как он стал выполнять этот обет, у него сильно улучшилось преданное служение. У меня был один пациент, у которого по гороскопу с определенного года должна была быть серьезная болезнь, но у него все было нормально. Я спросил его, что он начал делать в этот год. Он ответил мне, что он дал обет, что никого не будет критиковать. И он сказал, что он реально заметил, что его жизнь улучшилась, его духовная практика стала лучше.

Второй уровень - это не думать плохо. Чем больше у нас болтовни в уме, тем больше она потом проявляется на языке. Если вы замечаете, что говорите что-то лишнее, прикажите себе тут же замолчать. Есть еще один уровень. Научиться принимать критику. Одна из функций ума - оправдание себя. Высокий уровень человека определяется тем, что он спокойно выслушивает критику в свой адрес.

Первое правило разумной речи - перед тем, как что-то сказать резкое, досчитайте до 10. Это может показаться глупым. Первое время мы вряд ли сможем досчитать до 3-х. Но с другой стороны, если вы ответите после небольшой паузы, то ваш ответ будет намного вдумчивей, потому что первое, что приходит в голову, исходит от ума. Поэтому, научитесь 5-10 секунд думать перед тем, как отвечать. Человек, который занимается самореализацией, очень мало говорит, либо он говорит о Боге и преданном служении, либо о практических вещах.

Второе правило - избавиться от претензий. Первый шаг к любви - это благодарность. В этом мире мало кто кого благодарит. В основном, все высказывают претензии, либо в скрытой, либо в явной форме. Но важно помнить, если мы кого-то не благодарим, значит, мы начинаем критиковать. Одно суфийское правило гласит: "Ад - это то место, где некому помочь или некому служить". Ананду - блаженство мы можем получить только, когда мы служим, отдаем. Служение - это не только какая-то физическая помощь, это может означать - дать кому-то сознание Бога, либо подарить свою любовь.

В Ведах говорится, что каждую секунду мы либо приближаемся к Богу, либо удаляемся от Него. Каждая ситуация - это урок. И нужно благодарить Бога за каждую, посланную нам ситуацию. Кришна - всеблагой и каждую секунду Он желает нам только добра. Каждая секунда направлена на наше обучение. Как только у нас появляются претензии, наша сердечная чакра блокируется. Самые частые претензии - на судьбу, на окружающих, недовольство собой и миром. Каждая ситуация дается нам для того, чтобы мы работали над собой. Чем менее мы гармоничны, чем больше мы напряжены, тем более суровые уроки к нам придут. Но как только у нас возникает принятие ситуации, значит эта ситуация быстро разрешиться.

Аюрведа говорит, что вы не сможете избавиться от болезни, если вы ее не примете. Если мы не принимаем ситуацию, то 90% нашей энергии пойдет на ее "пережевывание". Наш организм может справиться с любой болезнью. Также мы можем справиться с любой ситуацией и выйти из нее победителем. Если нам дается какое-то испытание, значит, мы можем его вынести.

Также мы должны привыкнуть благодарить всех. Вы должны отследить, сколько у вас благодарности и сколько у вас претензий к окружающим. Вы обнаружите, что часто у нас больше претензий, чем благодарности. Претензии идут от ума и ложного эго. Любые наши претензии имеют деструктивную природу, они забирают нашу энергию и закрывают нас от Бога.

Истинное смирение выражается в том, что мы принимаем любую ситуацию. Многие понимают смирение, как нечто показное - ударили по одной щеке, подставь другу. Нет. Мы принимаем любой подарок судьбы, каким бы он ни был. Можете всегда повторять в уме: "На все - любовь Бога". Я видел людей, которые повторяли эту фразу, у них менялось выражение лица, становилось мягче, у них пропадали зажимы в спине. Попробуйте, это работает.

Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму. Поэтому в Ведах всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют.

Как работает речь с нашей кармой? В "Махабхарате" говорится, что если вы что-то наметили, что-то хотите сделать, никому об этом не говорите. Как только вы об этом сказали, будьте уверены, ничего хорошего не произойдет. Почему молчаливые достигают больше? Они не теряют энергию. Другое простое правило, связанное с речью - если мы сделали кому-то что-то хорошее, и мы об этом похвастались перед другими, то в этот момент мы теряем положительную карму и все свои плоды благочестия, которые мы заработали этим поступком.

Хвастуны мало достигают. Поэтому мы не должны никогда хвастаться своими достижениями, потому что в этот момент мы теряем все плоды, которые мы до этого заработали. Но также не надо впадать в крайности. Бог проявляется в мелочах, а Сатана - в крайностях. Поэтому будьте открыты и доброжелательны, и живите осознанно.

Человек на высоком духовном уровне, если ему что-то про кого-то говорят плохое, или он что-то плохое увидел или услышал, ему тут же становится плохо. У него начинает болеть голова, и он может несколько дней плохо себя чувствовать. Люди в страсти ничего не чувствуют. Те, кто в невежестве, подпитываются от плохих разговоров, критики и всякой грязи. Поэтому, если такому человеку говорить что-то хорошее, он может в лучшем случае вас побить.

Совсем недавно я был в Радха-деше в Нью-Вриндаване. Там проходил большой фестиваль, было много санньяси. Мой учитель, Радханатх Свами рассказал там одну историю ухода своего ученика Стока-Кришны прабху. Это длинная история, но смысл ее в том, что этот преданный в 20 лет пришел в движение, всю свою жизнь, примерно до 40 лет, он оставался брахмачари. Он очень активно занимался проповедью, распространением книг. В определенный момент он решил жениться, у него была красивая молодая жена. У них родился ребенок, но в тот же момент он заболел тяжелой формой рака.

Преданные организовали ему самое лучшее лечение, но ничего не помогало. С каждым днем он все больше мучился и страдал. Но от него всегда шла благодарность. Никто никогда от него не слышал: "Кришна! За что Ты меня так наказал, я 20 лет Тебе служил верой и правдой". Никто не слышал от него никаких претензий, только благодарности. Он благодарил Прабхупаду за то, что к нему каждый день приходили преданные и пели киртан. Он прославлял Кришну за то, что даже в такое тяжелое время он так заботился о Своем слуге. Однажды Радханатх Свами позвонил ему, чтобы дать последние наставления и поддержать его. И он был просто потрясен тем, что духовный учитель помнит о нем и дает ему последние наставления перед уходом. И в один из его самых последних дней в Бомбей пришел Бабаджи, которого все видели только во Вриндаване.

Все знали, что он никогда не покидал Вриндаван и никто не знает, откуда он узнал о том, что этот преданный собирается оставить тело. Он пришел, чтобы последние дни быть с этим преданным. До последней секунды этот преданный только и делал, что выражал всем благодарность. Это тот уровень, к которому мы должны идти. Думаю, ни у кого нет сомнений в том, куда он ушел, и куда идут те личности, которые ругают Кришну.

Поэтому, давайте с сегодняшнего дня дадим себе обет, что мы будем следить за своей речью, мы будем следить за своей жизнью, мы сделаем своей целью любовь к Богу и будем на всех уровнях стремиться к совершенству.

Комментариев нет:

Отправить комментарий