23 мая в Малом зале ЦДЛ состоялся вечер "Лиры и трубы (воины-поэты)" из цикла "Полковые истории русской армии"
Поэт Иван Белокрылов, придумавший эту серию вечеров (уже были вечера, посвящённые знамёнам казачьего полка, Лермонтову, гусарам - а именно в гусарском полку служили Батюшков, Гумилёв), сказал, что русская литература неразрывно связана с военной тематикой. Можно даже сказать, что вся она вышла не из гоголевской "Шинели", а из полковых историй, ибо первым известным нам произведением русской литературы было "Слово о полку Игореве".
Сегодняшний вечер был посвящён поэтам последней мировой войны.
Поэт и переводчик Леонид Володарский сказал, что армия - это наравне с архитектурой попытка что-то упорядочить. А лиры и трубы - это альфа и омега, война и мир. Инструменты, максимально приближенные к космическим вибрациям. Неудивительно поэтому, что, хотя война - безусловное зло, именно в воинской романтике, героизме черпали вдохновение многие поэты. "Блажен союз меча и лиры!" (А.С.Пушкин).
Очень много пришло с фронта поэтов, очень многие именно на войне начали писать стихи. Это неспроста!
Далее Александр Свиридов и Владимир Масленников исполнили песни "Москвичи" (более известную как "Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой"), "В землянке" и "Тёмная ночь". Зал подпевал.
Песня "Москвичи", как известно, написана на стихи Евгения Винокурова. Поэт Ирина Ковалёва, любимая, можно сказать, ученица Винокурова, немного рассказала о своём учителе. На войну Винокуров попал практически ребёнком, в 15 лет. И именно с войны принёс свои первые стихи. После войны поступил в Литинститут. В те годы там училось много фронтовиков, они ходили в шинелях, в сапогах, и было такое ощущение, что война не окончена, что дана лишь краткая передышка, и за это время надо научиться как можно большему, больше вобрать.
Всю жизнь Винокуров писал о войне. Писал он очень много, до последних дней жизни. Стихотворение "Москвичи" было опубликовано в "Новом мире" в 1955 году, оно было немного другим. Музыка настолько била из этих стихов, что Марк Бернес, схватив журнал, побежал к Андрею Эшпаю, поставил журнал ему на рояль и сказал: "Пиши!". Эшпай прочёл стихотворение и оторопел: "Это же про меня, про моего брата, про нашу маму!".. И сочинил музыку буквально не сходя с места. Потом ещё Винокуров поработал над стихотворением, написал другое начало, и песня приняла известный нам вид. Это поэтический памятник сверстникам-москвичам.
Потом Ирина Ковалёва рассказала, что в 2001 году в ЦИТО было проведено очень интересное исследование, результаты которого показали: огнестрельные ранения влияют на генетический аппарат и на последующие поколения примерно как низкие дозы облучения. Так что война всё-таки - безусловное зло!
Александр Свиридов и Владимир Масленников вместе с залом спели "Ніч яка місячна" и "Смуглянку".
Затем выступала психолог Мария Морозова. Она говорила о том, что война - это страшно. Это не только потери близких и разрушение привычной среды обитания. Это потеря стабильности вообще, потеря ценностных ориентиров, что ведёт к депрессии и депрессивному творчеству. Первые образцы депрессивного творчества появились после Первой мировой войны (так называемое потерянное поколение - Ремарк, Хемингуэй, Олдингтон и др.) А полное осознание внесла Вторая мировая.
Помимо всего прочего, война - это ещё и необходимость убивать, что глубоко противно человеческой природе. Многие фронтовики вспоминают, что самое страшное поначалу было - убить. Поэтому ненависть специально разжигали такими стихами, как "Убей!" Эренбурга, "Убей его!" Симонова, "Месть" Левитанского. После этого перестать убивать, перестроиться на мирные рельсы очень трудно. Жестокость нарастает, человек не вписывается в мирное время - опять конфликт, депрессия.
Война - потеря смысла. Поиски смысла начинаются после войны. Именно поэтому люди мечтают о том, что вот кончится война - и начнётся какая-то новая, невероятно замечательная жизнь. А этого не происходит. Люди начинают тосковать по войне - фронтовому братству, яркости впечатлений, простоте решения сложных вопросов. Конфликт, депрессия.
Поэтому можно сказать, что поэзия фронтовиков выполнила две функции: а) это исповедь поколения; б) это групповая психотерапия. Если бы не было этого выхода, фронтовики просто сошли бы с ума.
К военной теме все они - Межиров, Гудзенко, Недогонов, Давид Самойлов, Всеволод Багрицкий, тот же Евгений Винокуров, Николай Старшинов, Юлия Друнина, многие, многие другие - возвращались постоянно, всю свою жизнь, не в силах окончательно "прийти с войны". Никто из них от войны полностью не отключился. Это было и своеобразное лечение - лечение творчеством.
Переводчик Владимир Пресняков сказал, что марш и лирическое произведение - вещи по своей природе полярные. В марше есть лазейка для лжи, в лирике её нет. Лирика отражает душевное состояние. "Убей!" - это непродуктивно. В самых тяжёлых, трудных условиях необходима любовь.
Пресняков прочёл стихи не очень известного поэта-фронтовика Наума Шварца - потрясающие!!!
Подводя итоги вечера, Иван Белокрылов сказал, что о каждом упомянутом сегодня поэте и вообще о каждом поэте-фронтовике, можно было бы сделать отдельный вечер.
После чего зал с Александром Свиридовым и Владимиром Масленниковым спел "Дороги", "Журавли" и "День Победы".
Очень хороший получился вечер. До слёз. Ни одной фальшивой ноты.
суббота, 23 мая 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий