понедельник, 18 мая 2009 г.

Без заголовка

В одном из номеров "Вокруг света" наткнулась на большую статью медицинской тематики. Суть статьи, если в двух словах, такова: современные люди, особенно дети, часто страдают различными формами аллергии, и виноваты в этом два фактора: стремление к стерильной чистоте в квартирах и химические моющие средства, эту чистоту обеспечивающие.

По дурной привычке мерять все на себя, задумалась. Моя мама аккуратист, повернутый на чистоте. Но она выросла в деревне, и ее "чистота" - это подметенный пол, отмытый стол, чистые занавески на окнах, помытая посуда... ну, вы поняли. Бактерии под ободком унитаза ее не слишком беспокоят. Я росла в доме, где с апреля по октябрь не закрывалась входная дверь и все окна; я спала с котом на шее или на голове (жарко и ужасно много шерсти во рту), я ела немытую зелень с грядок, молодые виноградные листья; хватала с земли яблоки немытыми руками, лазила по свалкам, бесчетное количество раз падала с деревьев и с велосипеда, сбивала в кровь коленки, локти, костяшки пальцев - все "лечение" таких ссадин сводилось к торопливому смыванию под ближайшей колонкой грязи да жеваному листику подорожника, приложенному к ранке. Я понятия не имела о том, что люди несколько раз в день стирают пыль со всех горизонтальных поверхностей, пылесосят диван и добавляют специальную дезинфицирующую жидкость в воду для мытья полов. С удовольствием проводя целые месяцы в деревне, я пила колодезную воду без всякого кипячения; готовила на костре супы и трескала их - вместе с попавшими внутрь частичками пепла и сажи; наглатывалась во время купания речной и озерной воды, чуть ли не водорослями отплевывалась; гладила всех подряд животных, которых можно было погладить без риска укушения. Уходила далеко в лес и спала на теплой сосновой хвое, в полудреме отмахиваясь от комаров и муравьев. Да, кстати - последними бывала кусана без счета, так же, как и пчелами (положение обязывает, ага).

За все детство у меня ни разу не было расстройства желудка. За все детство я единственный раз выдала признаки аллергии: когда меня засыпали ветками с цветущей липой - после часа обдирания ценных цветков я страшно зачихала и покрылась красными пятнами. Но это не значит, что сейчас я не могу нюхать липу - спокойно могу... дело, наверное, в концентрации. Сейчас иногда возникает подобие аллергической реакции, если "сбрасывают" какую-то дрянь с близлежащих заводов. Подозреваю, что дрянь непривычная, и в детстве я с такой не сталкивалась...

Сравниваю с некоторыми известными мне с детства ровесниками, которые росли в более "стерильных" городских квартирах, не имели деревни-дачи вообще или имели дачу цивильно-благоустроенную, и с испугом вскрикивали, если я при них кусала немытое яблоко. Эти люди имеют букет различных проблем: тут и аллергия на молоко-молочные продукты, и на шерсть животных, и на пыльцу-тополиный пух, и астма, и неясного генеза бронхиты, и парадоксальные реакции желудка.

Понятно, что выборка "я и мои знакомые" для мировой медицина просто смешна, и многое зависит от наследственной предрасположенности. Но все-таки?.. Может, стоит разрешить детям ловить червяков пальцами и валяться на траве?

Комментариев нет:

Отправить комментарий