Елизавета Карпушкина
Индиго: дети цвета иллюзий.
Специалисты, занимающиеся проблемой СДВГ, считают, что таких детей рождается 3-7%- "Индиговцы" говорят, что сейчас "новых" детей 90 %. Это порождает путаницу в головах родителей, а порой и рядовых невропатологов. В результате часто диагноз СДВГ ставится детям, которых по объективным показателям никак нельзя отнести к данной группе.
У него был взрослый взгляд. Уже на второй неделе жизни он начал гулить. Он "индиго"! Катерина чувствовала себя почти матерью Христа. В 6 месяцев за 5 минут она 10 раз ловила его, ползущего с пеленального столика в неизведанные пространства. "Он "индиго"! - пояснила она с гордостью невропатологу, предложившему провести курс успокоительных, - не нужно ничего давать!" Врач смотрел снисходительно и сочувствующе. Потом с ним становилось все сложней. Когда сыну исполнилось четыре года, Катя была в панике. Саша ни минуты не сидел спокойно. Временами его взгляд начинал блуждать - ион просто бежал куда-то: к вертящейся карусели или на дорогу... Импульсивный, яростный, шустрый... После очередного визита к невропатологу она вернулась в слезах и вновь открыла сайт об "индиго". Ее взгляд то и дело обращался на сына, как на последнюю надежду и как на икону.
Когда родители сталкиваются с подобными особенностями психики своих детей, то, услышав от невропатолога предположение об СДВГ1 и ММД2, часто в ужасе от него шарахаются. И миф об "индиго" кажется им светом в конце тоннеля. Немногие понимают, что это свет фар летящего прямо на них поезда.
НЕ СПЕШИТЕ точить когти...
После этого абзаца у фанатов "индиго" растут клыки. Я вижу, сейчас вы сидите читаете журнал, и вампирская улыбка вам не идет. Откуда я это знаю? Я сама "индиго". Если серьезно, весь вопрос в том, что понимать под этим. За разъяснением я обратилась к знаменитому Алану Владимировичу Чумаку. И вот что я услышала: "Это дети со сверхспособностями... В нашем мире много непознанного, они способны проходить сквозь стены, двигать предметы взглядом, читать мысли дословно, поднимать неимоверные тяжести..."
Люди! Вы слышите? Первое - это сверхспособности! А уж потом синяя (цвета индиго) аура, взрослый взгляд и прочая радость, которую вы можете найти, обратившись к "индиговой" теме. Если же ваш ребенок летит к стене, но не проходит через нее, а набивает себе шишку, а чтение мыслей ограничивается угадыванием того, что же любящая мама принесла сегодня, сверхспособностей у него нет.
И Эйнштейн тут ни при чем. О нем пишут на всех сайтах, посвященных детям индиго. Мало кто знает, что принимали его за олигофрена вовсе не из-за нестандартных мыслей, а из-за того, что до восьми лет великий человек очень плохо говорил. Возможно, он был "индиго", но не исключено, что у него был медицинский диагноз.
Вы до сих пор путаете эти понятия? Я тоже не светоч науки, и разобраться в них мне помогла Ирина Викторовна Царева, логопед и врач.
- В чем разница между ММД и СДВП
- Минимальные мозговые дисфункции - это термин, который используют неврологи. Минимальные нарушения в работе мозга могут заключаться, например, в незначительном ослаблении нейронных связей и др. Дефицит внимания с гиперактивностью или без нее-следствие неправильной работы мозга. То есть ММД - причина, а СДВГ, или СДВ, - следствие. Мы, логопеды, наблюдая за ребенком и диагностируя у него СДВГ, часто просим исследовать его мозг с помощью томографии и других методов.
ПОЧЕМУ "синих" ДЕТЕЙ - 90 %?
Так почему же "индиго" начали называть чуть ли не каждого ребенка? Столкнувшись с проблемами стихийного бедствия районного масштаба, родители хватаются за голову. А им говорят, что их дети сверходаренные "индиго", и указывают признаки, очень похожие на СДВГ.
После этого родитель решает, что его ребенок - гений, а окружающие в силу своей серости этого не понимают. Это куда проще, нежели признать, что у пусть даже одаренного ребенка есть проблемы и начать лечение. Особенно если в нем кроме педагогической корректировки присутствуют медикаменты. Откуда же такой страх перед таблетками?
Дети индиго - термин, впервые использованный американским экстрасенсом и синестетиком Нэнси Энн Тэпп в 1982 году в книге "Как разобраться в жизни с помощью цвета". Тэпп утверждает, что способна видеть ауру вокруг человека и, приблизительно в конце 70-х, начала замечать множество детей с аурой цвета индиго. На сегодняшний день, по ее мнению, это 97% детей до 10 лет и 70 % в возрасте от 15 до 25. Широкое распространение термин получил в 1999 после финансового успеха книги Ли Кэрролла и его жены Джен Тоубер The Indigo Children: The New Kids Have Arrived. Кэрролл утверждает, что подобная тема стала следствием общения с "носителем ангельской энергии", которого он именует Крайон.
Детей индиго с точки зрения академической науки не существует. Точнее, черты, которые отличают их от остальных, в некоторой степени присущи (были присущи) каждой личности на определенном этапе ее развития, кроме одной - "цвета ауры". Однако ни в одном научном сообществе мира не был зарегистрирован тип измерительного устройства, который измерял бы "длину волны ауры" человека.
"Википедия" от 01.11.07.
О! Это долгая история, восходящая к так называемой риталиновой истерике.
Есть такой препарат, риталин, потрясающе повышающий внимание, но, как все сильнодействующие средства, обладающий рядом побочных эффектов, включающих в себя и летальный исход. Последние случаи единичны, но маме единичного погибшего ребенка от этого не легче. Этот препарат, мягко говоря, неполезный во многих отношениях. Но кроме него сегодня существует огромное количество и других, более мягких средств, корректирующих и невнимательность, и гиперактивность. Ведь СДВГ (СДВ) мешает:
- формированию речи;
- учебной деятельности;
- развитию социальных и многих других навыков.
Я пытаюсь устоять на ребре монеты. На одной ее стороне - школа "индиго", на другой - психоневрологи, психологи, логопеды и прочие врачи.
Балансируя, пытаюсь сравнить то, что предлагают с одной и с другой стороны. Итак, у нас есть два минуса: дефицит внимания (невнимательность), гиперактивность (шустрый ребеночек, прошибающий лбом стены и не сидящий на месте пяти минут) и один плюс - частая сверходаренность таких детей.
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ (ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ)
Приверженцы движения "индиго" смотрят на это дело просто. Цитата: "...тот, кто страдает гиперактивностью, не способен долго сосредотачиваться на одном занятии, малейшая сложность, препятствие - и он переключается на другое дело. "Новых" детей, наоборот, невозможно оторвать от занятия, которое их действительно интересует..." Возможно, автор сих строк не знает о существовании двух видов внимания: произвольном и непроизвольном. Непроизвольное внимание - возникает как реакция на раздражитель. Оно общее у человека и животных. Произвольное внимание развивается только у человека, благодаря трудовой деятельности. Без произвольного внимания невозможен никакой труд. Именно о его дефиците говорят специалисты, занимающиеся проблемой СДВГ.
"Индиговцы" считают, что под "новых" детей нужно создавать новую систему образования или альтернативные школы - вальдорфские и Монтессори.
Хорошо, но школы для "новых" детей - дорогое удовольствие. Тесты, ЕГЭ при такой системе обучения превращаются из трудновыполнимых задач в невыполнимые. А когда учеба закончится, редкий шеф будет стараться сделать повседневные обязанности работника сверхинтересными.
Ирина Лукьянова, сотрудник программы "Внимание", подчеркивает: подход к проблеме СДВГ должен включать: работу с родителями, школьными педагогами, психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, а при необходимости - и медикаментозное лечение. "Ведь часто, - говорит Ирина, - СДВ (СДВГ) сочетается с различными нарушениями, а не с одаренностью. Ребенок должен пройти серьезное обследование у педиатра, невролога, нейропсихолога, психолога, иногда нужен психиатр, иногда - логопед и дефектолог. И только тогда уже будет ясно, какая ему нужна коррекция".
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Да, дети гиперактивны, соглашаются "индиговцы". Но! "На самом деле это не они гиперактивны, а окружающие заторможены. Люди с заблокированными энергоинформационными каналами получают меньшее количество энергии. Для них непривычна "сверхскоростная" реакция "новых" детей". Гиперактивный - это не быстродействующий! Такому ребенку мешают сосредоточиться его собственные движения. Он если сидит, то все равно двигается, притоптывает, крутит головой. Напоминает привидение с мотором.
Эффективно знакомить родителей таких детей, учителей правильным методам воспитания ребенка и контроля поведения, методам помощи такому ребенку в учебе и управлению поведением гиперактивного ребенка в классе.
А то некоторые "индиговцы" предлагают лечить гиперактивность... диетой! Одна полуторагодовалая малышка сама себе диету назначила! Пранную. Пока она питалась праной, ("энергией извне"), организм уже не принимал ничего, кроме йогурта.
ДИАГНОСТИКА
Критерии, по которым ребенка относят к "индиго", умиляют. Они так широки, что им соответствуют все избалованные, одаренные, любознательные, гиперактивные дети, так же как и дети с серьезными психическими отклонениями. Сверхспособности как критерий прочно забыты. Еще бы. Ведь специальные школы-то уже созданы, и учителя наняты, и кем-то заполнять классы надо... Так что если ребенок "индиго" - один на миллион, сами понимаете...
К сожалению, сейчас, не все профильные специалисты умеют диагностировать СДВГ. Невропатолог, хороший специалист в своей области, но лишь вчера услышавший словосочетание СДВГ, ставил этот диагноз ребенку, просто раскапризничавшемуся в его присутствии. Диагноз не может быть поставлен на базе одного осмотра. Ребенок с подозрением на СДВГ требует длительного наблюдения. Врачи иногда пытаются диагностировать СДВГ у 6-месячных детей, тогда как о дефиците произвольного внимания вообще не имеет смысла говорить раньше трех-четырех лет. Оно только к этому возрасту формируется.
Путаница подогревает интерес к теории "индиго". Ведь о мифах говорить легче, чем о жестоких реалиях и проблемах. Ох, какие же мы ленивые, как же не хочется работать, а уж тем более признавать наличие проблем! Вот этим-то некоторые "индиговцы" и пользуются. Что еще сказать? Да ничего. Вам решать, ждать ли проявлений сверхспособностей своего ребенка как манны небесной или попытаться развить их, скорректировав особенности психики.
Взято здесь www.psyh.ru/tabid/272/newsid615/1346/Default.aspx
Комментариев нет:
Отправить комментарий