Честно говоря, эти заметки отстают от реальных событий.
Но я хочу попробовать восстановить - как вспомню - чувства и атмосферу того, что происходило со мной и с нами в эти дни.
Итак. Ищем новых героев.
Мы наняли водителя - проводника. Его зовут Вайан. Второе его имя я должна посмотреть на визитной карточке, но переводится оно как «удобное кресло». Вайан Хорошо Устроенная Задница. Что-то вроде этого. Вполне допускаю, что устроен он неплохо - парень очень неглупый, способный. Берет примерно вдвое дороже, чем обычно здесь берут проводники, но знает английский, быстрый и готов провести нас по разным целителям Бали. Привез на первую встречу список адресов на двух листах. Работает грамотно. На первый взгляд он не очень нам понравился, но потом я изменила мнение. Он интересный. Настоящий балиец - хорошая жизненная хватка и спиритуальный опыт прекрасно в нам уживаются. Нам его рекомендовал Махатм-гуру. ( Кстати, я уточнила балийское имя Махатма-гуру. Очень редкое. Кетут).
Вайан одевается как традиционно принято у балийцев - саро, платок на голове. Не по-европейски. Он говорит, что если проводник для визита к целителю не одел саро - значит у него нет уважения к этому мастеру. У Кетута Лийера мы не раз видели местных людей в европейской одежде. Вайан говорит, что это оттого, что местные не очень хорошо относятся к его знаменитости и большому количеству туристов в его доме. Есть момент зависти, конечно. Но - не только. Я думаю, все это - действительно большая нагрузка и сложная задача для таксу. То есть для человека, который лечит энергией. А для мудреца - не так. Другие механизмы срабатывают. Кетут - реализовал уникальный замысел о себе, не каждому старому лекарю такое испытание в жизни выпадает. Не зря его второе имя переводится «Яркий Свет».Через дом Яркого Света проходит очень много людей - и он нашел в себе силу быть открытым, легко и радостно жить в этом потоке человеческих желаний, ожиданий, обид - всего. Он по моим наблюдениям даже не слишком устает. Ограничивает время приема шестью часами вечера - это да. Не как Бифатима-апа из Унгуртаса, она - полностью с людьми, совсем без личного времени. На грани возможного - и за ней. Но и то, что смог реализовать Кетут - сильно. Он для каждого находит то, что его в эту минуту жизни вдохновит и поддержит. Для каждого незнакомца, иностранца, чужака, туриста, лентяя, для каждого, кто может дать ему денег, или осудить, или посмеяться. Для каждого человека. Каждый день. Год за годом. По-моему, хорошо.
А потом Кетут идет к своей семье. К сыну, который тоже рисует картины. К внуку, который учится в медицинском институте. Опять - баланс, здоровый баланс между практическим и духовным. То, чего пока так не хватает в моем опыте, и чему я могла бы учиться на Бали.
Итак - едем.
Как всегда, очень нервничаем. Такая уж у нас собралась нерасслабленная команда. Оператор, китаец, живущий в Америке, который не верит ни во что, кроме практических вещей. И два режиссера - я, русская, с большим жизненным опытом - и совершенно без материальных ресурсов на данный момент, что сильно ставит под вопрос мой авторитет для рационалистов. И - М., продюсер и со-режиссер, умная нервная женщина, которая чувствует тонкие вещи, но в приоритет ставит успех фильма у широкой аудитории, у тех самых практических людей, что само по себе хорошо было бы, но создает неуверенность в адекватности выбранной темы. Для нее, конечно же, не для меня. Я -то с темой определилась, похоже, надолго. Но переживаю из-за денег, устала быть зависимой в этом вопросе. Так и живем. Несбалансированно. Совсем.
Первый адрес. Знаменитая балийская таксу. Вайан по дороге расскзывает, что женщина, к которой он нас сейчас везет, известна на весь остров, она одновоременно таксу и тапакан, входит в транс, когда лечит людей, делает массаж, поет, говорит им важные вещи. Я заинтригована.
Приехали. Деревня. Вайан заходит в какой-то дом. Выходит - быстро, садится в машину и собирается уезжать. «Что - нет дома?» «Она умерла». Мы в некоторой растерянности. «Может быть, все же зайти, выразить соболезнования»? «Хотите зайти? Можете». Заходим. Странная ситуация. Фотографии на стенах. Оказывается, таксу умерла уже 4 года назад, наш проводник немного не в теме. Мы спрашиваем, кто будет продолжать ее дело. Нас знакомят с молодым человеком - ее младшим внуком. Зовут его - как вы думаете? Правильно, Кетут.
Молодой Кетут пока не практикует. Он еще «недостаточно чист». Мы спрашиваем об интервью. Тогда он одевает все белое и идет в часовню, помолиться и спросить разрешения бабушки на съемку. Какое-то чувство присутствия сильной энергии, или мастера, или важного процесса - действительно в этом деревенском дворе ощущается. Откуда оно идет - непонятно, внук не производит пока впечатления состоявшегося целителя. Хотя и нравится мне. Живой. Только я подумала об этом, как Вайан подошел и показал мурашки на своих загорелых руках. «Она здесь. Я ее чувствую. У меня всегда мурашки, когда рядом сильный таксу или дух». Интересно. У меня тоже горят ладони.
Молодой Кетут закончил молитву и выразил готовность беседовать с нами.
Запись - будет переводиться. Пока - немножко расскажу об этом будущем лекаре.
Он не хотел быть таксу. Он был «плохой парень» -любил алкоголь, драки, приключения.
Но после смерти бабушки ему пришлось измениться. Она решила, что он станет целителем, и теперь он должен жить в ее доме и учиться. Не уезжать. Он принял решение - следовать предназначению, это важно для здоровья и благополучия всей семьи. Если он откажется, все будут болеть.Он не уверен, что сможет быть таким, как бабушка. Может быть, он будет просто тапакан - он уже и сейчас видит сны и может иногда предсказывать.
Он помнит женщину, которая приносила его бабушке травы и настойки для людей. Эта женщина приходила сама, и никогда не брала денег, только подарки и украшения. То, что приносили люди. Некоторые ее настойки все еще хранятся в доме. Но он не знает, где она живет.
У него трое детей. И работа для денег - животноводство.
Однажды старый мужчина подарил ему магический предмет. Нож - волнообразное лезвие и охранные слова. Это - для магии. Недавно какой-то колдун решил испытать силу молодого Кетута, и нужно было защищаться. Тогда пригодились его свойства. Еще этим ножом Кетут может останавливать дождь.
Если в его жизни возникают сложности, он спрашивает совета у бабушки. Для этого он идет к тапакан - женщине, которая умеет быть проводником духов. Он был у нескольких, пока не встретил ту, которой поверил. Когда она говорит с ним, то становится очень похожей на бабушку, и голосом, и словами, и даже лицом. Сейчас у него нет трудностей, ради которых он бы стал тревожить бабушку, но он может познакомить нас с такпакан, и мы можем спросить у нее что-то важное для нас. Но нужно приготовить приношения духам.
Говорит парень много, вдохновенно. Почти не обращает внимания на камеру, да и на нас. Словно изливает то, что в этот момент протекает через него. В конце интервью мы попросили его назвать свое имя - он говорил еще минут 15. В потоке человек, ничего не скажешь. Крупицы информации, которые доносит до нас Вайан - это, конечно, небольшая часть его рассказов. Будем ждать перевода.
Мы спросили, не хочет ли он вместе с нами проехаться по Бали, побывать у разных целителей. Ответ - нет. «Этим я побеспокою бабушку, и она может на меня рассердиться.»
Сходили с ним на ферму, посмотрели поросят, ну и договорились в один из ближайших дней посетить его тапакан.
Он явно любит свою «нене».
И действительно чувствует ее живое присутствие.
Останемся с ним друзьями. Интересно, каким он будет становиться со временем. И когда начнет работать с людьми. Хочется это увидеть.
Но день - в разгаре, и мы едем дальше. К кому - пока непонятно, доверяемся Вайану.
Комментариев нет:
Отправить комментарий