среда, 7 октября 2009 г.

Дойчер. Исаак Дойчер.

Дочитала я-таки первый том трилогии."Вооруженный пророк" Исаака Дойчера. Второй найти проблематично-там самая жатва с 21 года по великопереломный 29й. Наверное, поэтому его люди читают больше. Третий у меня есть, но я пока за него не берусь.

Читала я медленно, не торопясь, без пропуска страниц, с перечитыванием некоторых мест.

В итоге 1917-й у меня наконец-то уложился в голове. Переосмысление изученного и пройденного необходимо в любом случае, а эта книга как нельзя лучше подходит для восстановления картины по деталям.

Касаемо отношения автора к революции и ее героям. Да, книга сочувственная. Но идеализации там нет. Кстати, немаловажный момент-нет ни грязи, ни панегириков. Зато есть очень хорошие размышления на тему ответственности личности перед историей, где повседневность переходит в эту самую Историю, как на Историю влиять и надо ли на нее влиять вообще. Однако эту книгу хорошо читать с подспорьем в виде "Очерков русской смуты" Деникина, например. Едва ли эти книги сопоставимы, но это уже несколько кусочков в пазле, а не один-два.

И относительно святости Николая II. В пятницу я буду рассказывать детям о политических партиях начала прошлого века, о черносотенном движении и о почетном членстве последнего императора в нем. Постараюсь дать факты. Обещаю себе, что предоставлю им право для себя решать, правомерно ли относить его к святым или нет. Поскольку это чисто мировоззренческий конфликт и вопрос интимный.

Для кого-то царь был символом попранного христианства наступающим сатанизмом большевиков, для кого-то мучеником, не отдающим себе отчета в том, что творится вокруг, этаким полублаженным на троне, и т.д. и т.п.

Я лично к святым его причислить не могу. Хотя бы потому, что на его совести столько убитых женщин, детей, детей в утробах женщин, стариков и других ни в чем неповинных людей. Вернее для него они были повинны-родились не той национальности. И пора бы уже в очередной раз смириться с тем, что антисемитизм был, есть и будет нормой жизни на всех уровнях, но я все как-то не могу. Не могу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий