понедельник, 5 октября 2009 г.

опропрлдод

Уже первое стихотворение «Багровый и белый отброшен и скомкан.» могло стать манифестом авангарда в поэзии.

Никогда ещё поэзия не была настолько свободно экспрессивна и

метафорична. «Пойду рыдать, что перекрёстком распяты городовые» или «А

вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб». Поражало

воображение сочетание энергии митинга и демонстрации с лиричнейшей

камерностью. «Скрипка издёргалась упрашивая». Ницшеанское богоборчество

и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство. «И я

воспевающий машину и Англию / Может быть просто / Самого обыкновенного

Евангелия / Тринадцатый апостол».

Марка России 2000 года.

Владимир Маяковский и Окна РОСТА

В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия «Владимир Маяковский», 1914, поэмы «Облако в штанах»,

1915; «Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916-1917). Вслед за

«Флейтой» было написано стихотворение, впервые напечатанное в первом

томе полного собрания сочинений, «Лиличке!» (М., «Художественная

литература», 1953 год). Оригинальное творчество началось после

знакомства с поэзией символиста Андрея Белого. По признанию поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена;

нередко можно встретить утверждение, что стихосложение Маяковского

уникально, и он не имел предшественников, но это не совсем так.

Маяковский не признавал стихотворные размеры, он придумывал для своих

стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой

синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха:

сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а

с 1923 года знаменитой «лесенкой»,

которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала

Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как

запятых иногда было недостаточно.

Впрочем, о «лесенке» Маяковского ходили более приземлённые слухи.

Некоторые были убеждены, что поэт «ломал» строчки лишь для того, чтобы

увеличить свой гонорар за публикацию стихов, так как тарифицировалась

каждая строка произведения.

Связывают стих Маяковского и с литургическим восьмигласием. Однако,

в целом, это абсолютно оригинальный поэт и среди предшественников и на

фоне всей последующей поэзии. Призыв Маяковского: «Уважаемые поэты

московские / Я в искусстве правду любя, / Умоляю не делайте под

Маяковского. / Делайте под себя» был излишним. «Под Маяковского» не

удавалось и не удаётся никому, даже ближайшему ученику Николаю Асееву.

Благодаря мощному голосу, блестящим артистическим способностям,

могучему сценическому темпераменту и невероятной харизме он становится

явным и непревзойдённым лидером всех публичных выступлений футуристов.

Однако, обладая объёмистым басом богатого тембра, музыкальных

способностей не имел, и петь не мог, только декламировал.

После 1917 года

Маяковский творил в бойком и энергичном ритме побеждающего социализма

(пьеса «Мистерия-буфф», 1918, поэмы «150 000 000», 1921, «Владимир Ильич Ленин»,

1924, «Хорошо!», 1927). Однако впоследствии в работах Маяковского стали

появляться тревожные и беспокойные мысли, чувствоваться опасение за

Советскую Республику, автор изобличает пороки нового общества,

недостатки нового строя (от стихотворения «Прозаседавшиеся», 1922, до

пьесы «Баня», 1929). «Время митингов и собраний» как нельзя больше

способствует победоносному шествию с эстрады в народ. В это время

страна ещё едина в ожидании мировой революции, падения всех государств

и эры всеобщей справедливости. Многие исследователи Маяковского

утверждают, что в середине 1920-х годов

он начал разочаровываться в реальностях социалистического строя, хотя

стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации,

продолжал создавать до последних дней. Впрочем, «Прозаседавшиеся» и

монолог «О дряни» уже приоткрывали двери новым зощенко, аверченко и

булгаковым. Ещё одна особенность поэта - сочетание пафосности и

лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой. Широк, слишком широк поэт,

«надо бы сузить». Маяковского тщетно пытались сузить. Для одних он

великий лирик. Для других трибун, поэт революции. Для Ленина прежде

всего хороший сатирик. Для Сталина - громадный поэт.

Показательно, что строчки из американского цикла, написанные ещё в 1925 году:

Я хочу быть понят родной страной,

а не буду понят -

        что ж?!

По родной стране

        пройду стороной,

как проходит

        косой дождь.

автор тогда не решился включить в текст стихотворения, но в 1928 году

опубликовал их в составе критической статьи, хотя и с извиняющимся

пояснением: «Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика

хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем пёрышки

вырвал». Существует мнение, что даже в панегирической поэме «Хорошо»

Маяковский издевается над парадным официозом. «Жезлом правит, что б

вправо шёл. / Пойду направо. / Очень хорошо.» Возможно, это

непроизвольная самопародия, но не исключено и предвестие

постмодернистского «Милиционера» Пригова. Гении часто опережают самих

себя.

Ныне противники советского проекта ставят в вину Маяковскому его

приверженность Октябрьской революции. Однако, революцию воспевали Блок, Брюсов, Есенин, Клюев, Пастернак (поставивший, однако, целесообразность революции под вопрос в романе «Доктор Живаго»), Хлебников

и многие-многие другие, искренне и с восторгом принявшие революцию как

царство третьего завета. Таково было всеобщее опьянение революционной

романтикой в том числе и великих поэтов, воспевающих начавшиеся в

стране перемены, как дорогу в прекрасный новый мир, открывающийся перед

обновлённым человечеством. Сейчас можно сказать, что Революция 1917

года имела колоссальное романтическое очарование, принесла невиданное

воодушевление и обновление в массы, сформировала образ жизни десятков

миллионов молодых людей, и в первую очередь благодаря творчеству В. В.

Маяковского.

В поэме «Во весь голос» (1930) - утверждение искренности своего пути

и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Однако таинственным

образом исчезла поэма «Плохо». Маяковский все свои записные книжки

хранил. Из репертуара были изъяты его резко сатирические пьесы «Клоп» и

«Баня». Из уже отпечатанного журнала по распоряжению сверху были

вырваны его юбилейные портреты. Кроме того, от Лубянки поступила

странная посылка с револьвером.

Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию XX века. Особенно на С. Кирсанова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, К. Кедрова.

В поэзии иронистов и постмодернистов присутствует как некий изначально

комментируемый и интерпретируемый с обратным значением текст.

Покончил жизнь самоубийством (застрелился) 14 апреля 1930 года.

В своё время было много слухов, что это было убийство, но в 1990-х

годах была проведена экспертиза на основе вещей Маяковского, хранящихся

в его музее, пришедшая к выводу, что стрелял он сам. Впрочем, никакая

экспертиза не может быть стопроцентно достоверной. Версию самоубийства

решительно отвергал Николай Асеев,

прокричавший прямо с трибуны: «Тут что-то не так! Его убили». Возможно,

мы никогда не разгадаем таинственную возню спецслужб вокруг гибели

поэта. Совершенно непонятно, почему через десять дней после допроса

последней любви поэта Вероники Полонской расстрелян следователь, ведший

это запутанное расследование. Дело о самоубийстве Маяковского было

открыто за день до его смерти. Вопросов и гипотез тут больше, чем

достоверных фактов. В последних стихах поэт несомненно прощается с

жизнью и причины ухода отнюдь не политические «любовная лодка разбилась

о быт». Это слова не политика, а нежнейшего и тончайшего лирика. Лучше

всего о нём сказала девяностолетняя переводчица «Дневника Анны Франк» Рита Райт-Ковалёва: «Он был нежен!». Лучшая эпитафия для поэта, который всю жизнь стремился быть грубым, сыном эпохи.

Вам ли, любящим баб да блюда,

жизнь отдавать в угоду?!

Я лучше в баре блядям буду

подавать ананасную воду!

- Вам! (1915)

По сохранившимся воспоминаниям знаменитых писателей того времени В. П. Катаева и Ю. К. Олеши,

последний день Маяковского восстановлен чуть ли не поминутно. Писатели

присутствовали в его квартире сразу после трагического выстрела и

свидетельствуют, что служащими ОГПУ прямо в спальне был изъят мозг

Маяковского для передачи в институт мозга с целью установления

биологической природы гениальности.

Уникальность феномена Маяковского, непревзойдённый масштаб его

творческой личности, его поразительные по силе художественного

воздействия стихотворения тесно связаны с Октябрьской Революцией. Самый

мощный, одухотворённый, преданный и яростный певец Революции и Ленина

был одним из основателей советской литературной классики, нового

революционного слова. Как Пушкин неоспоримо считается творцом новой

русской литературы и поэзии XIX века, так Маяковский признан

основополагателем советской революционной эстетики, первым создателем

романтического, легендарного образа В. И. Ленина. Маяковский силой

своего таланта сделал события, современником которых он был - Первую

мировую войну, Февральскую революцию, Октябрьскую революцию,

Гражданскую войну, эпоху НЭП - былинными. Маяковский бесстрашно

обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут

помнить через сотни лет:

Мой стих трудом громаду лет прорвёт

И явится весомо, грубо, зримо,

Как в наши дни вошёл водопровод,

Сработанный ещё рабами Рима!

Символично, что поэт умер, когда стало ясно, что Революция

состоялась, когда самые острые исторические моменты были уже позади,

жизнь в СССР налаживалась и стало очевидно, что ход истории необратим,

и к дореволюционным временам возврата нет. Поэт и Революция были

созданы друг для друга, и то, что больше в СССР не было поэтов и

писателей масштаба Маяковского, можно объяснить тем, что больше не было

события, сравнимого по историческим масштабам с Октябрьской революцией

Комментариев нет:

Отправить комментарий